И рыбку съесть и на *** не сесть

 

Одна моя знакомая журналистка любит эпатировать мужчин, называя свою профессию второй древнейшей. Мужчины конечно пропускают мимо ушей про номер два и довольно хмыкают. Однажды один из моих интернет почитателей назвал меня вертихвосткой, которая продаётся за деньги, и что он очень во мне разочаровался. Считай мягко обозвал проституткой. Ну что сказать,  словосочетание «продажная пресса» журналисты слышат гораздо чаще, чем «спасибо, хорошая работа, чувак». 

Ну давайте что ли про нелёгкую нашу жизнь и журналистские компромиссы.

Одной из узаконенных форм журналистской  проституции обыватели считают госконтракты на освещение деятельности органов власти. Тема это относительно новая, табуированная и даже не всем журналистам и руководителям сми до конца понятная. Вот дают тебе деньги с размытой формулировкой «на освещение деятельности». И что? Как дальше - то жить? Пишем как обычно, но какие - то статьи не обычно? Или теперь всё по - другому? А что можно - то? А что нельзя?  

Обычно условия индивидуальны и обговариваются задолго до заключения  контракта. Для каких-то чиновников достаточно, чтобы это соглашение было залогом некой дружбы или хотя бы пактом о ненападении, другие же воспринимают его как купчую на само сми, причём неважно какая сумма была в контракте. В условиях, когда эти механизмы нигде чётко не прописаны, все полагаются на собственный опыт. Где - то он удачный, где - то не очень. В любом случае никто никого не принуждает, и для руководителей сми это здоровый бизнес- компромисс. Ты знаешь, к примеру, что мэр мудак, и новостные поводы, которые он тебе принесёт за следующий год, с лихвой окупят жалкий контракт на 100 штук, а работать с ним один гемор. Тогда ты отказываешься от контракта в пользу рейтинга. Чем выше суммы, тем компромисс весомее для СМИ. Но и там возможны варианты. Всё очень просто. И вопрос ведь не в свободе слова, её как грязи на самом деле, в интернете и в тысячах сми, отражающих тысячи точек зрения, вопрос находится в плоскости управленческих решений и ликвидности бизнеса как такового для каждого конкретного издания, доросшего до контракта. Конечно есть сми полностью сидящие на контрактах, от которых зависит их существование, и это на самом деле печально. Любое неосторожное движение, любое дуновение с площади и нет этого сми. Ну, а в остальном как - то принято либо идти на компромисс, либо отказываться от него. 

И только Коля Будуев, будучи новичком в медиа -бизнесе, этого не знает. 

«Закупки информуслуг СМИ: между информированием и пиаром» - так назывался круглый стол ОНФ, проведённый экспертами центра правовой поддержки журналистов при фронте. Как известно одним из экспертов центра является депутат горсовета медиамагнат главный редактор и директор МК в Бурятии Николай Робертович Будуев. 

В ходе обсуждения активисты ОНФ (состоящие в основном из журналистов и владельцев  медиа- бизнеса) также указали на непрозрачность региональных бюджетов на СМИ, отсутствие единых подходов к их формированию и тратам. Как правило, информирование граждан об услугах, предоставляемых органами госвласти, подменяется пиаром конкретных руководителей, а поддержка СМИ – содержанием раздутых пресс-служб. В ряде субъектов расходы на пиар превосходят или сопоставимы с тратами на социально важные статьи бюджета, которые сейчас безжалостно секвестрируются.

То есть понятно да? СМИ жалуются на, то что за госконтракты их заставляют делать совсем не то, что им нравится, но отказываться от них они не намеренны. При этом Николай Будуев привёл совершенно конкретный пример из своей практики. 

 Пиар-бюджеты – это серьезный элемент давления на журналистов. Стоило мне написать критическую заметку про мэра Улан-Удэ, как я лишился муниципальных заказов. Журналисту приходится выбирать между свободой слова и необходимостью зарабатывать, – рассказал главный редактор «МК в Бурятии» Николай Будуев. По его словам, попытки выйти на более деловые отношения «заказчик – исполнитель: ничего личного» натыкаются на непонимание чиновников, которые хотят контролировать весь контент издания, невзирая на то, на какую сумму СМИ выиграло тендер. 

Вспоминается анекдот про мышей, которые плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.