Возвращение года

 
Бывший мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев  о выдвижении в Народный Хурал, уходе из мэрии, а также о политической обстановке в Улан-Удэ и Бурятии в откровенном интервью «Республике».

 

- Геннадий Архипович, сегодня Вы во второй раз пробуете попасть в Народный Хурал , но уже как беспартийный кандидат. Почему Вы приняли такое решение?

- Честно говоря, я даже об этом не думал пока мне не позвонили журналисты и не попросили прокомментировать моё якобы выдвижение по 5 округу (Селенгинский район). Комментируя «утку» я подумал, а почему бы в самом деле мне не пойти в Хурал? Но я выбрал шестой округ, он мне близок из-за того, что супруга оттуда родом. Зарегистрировался поздно, по старой памяти  заявился в Единую Россию на праймериз, кстати мне очень импонирует их поддержка,  не было никаких проблем в этом смысле.

-  Тем не менее вчера были оглашены результаты для Вас не самые радужные…

- Да, четвертое место.  Главное не последнее (смеётся).  При том, что вообще с электоратом не работал. Приехал в Кяхту в пятницу 19- го, 21 - го были прймериз. Мне кажется неплохие результаты, тем более, что вся борьба ещё впереди, до выборов в сентябре еще много времени.

- А почему Вы  вообще пошли нынче как беспартийный? В прошлый раз, насколько я помню, Вы вели Гражданскую платформу.

- А  я ведь в партию тогда не вступил. Вообще, если проанализировать ту кампанию в 2013 - ом, я думаю, идти только в списке ГП было ошибкой. Если бы я пошёл  одновременно и по одномандатному округу, я бы выиграл.

- А как Вы видите себя  в Народном Хурале? Это сейчас не самое спокойное место, неужели хочется повоевать?

- Повоевать мне хотелось в 2013 - ом. У меня тогда была крепкая обида, в том числе и на  руководство республики. А сейчас нет, всё успокоилось уже. Это важно понять, что я иду в Хурал не чинить разборки, мне хочется поработать, применить знания, поделиться опытом. Я всё - таки  экономист и в политике у меня, наверное, одна из самых богатых биографий. Если смотреть шире, причина, почему я иду в  Народный Хурал неотрывно связана с той политической обстановкой, которая образовалась сейчас в республике.  Всех более или менее весомых политиков сегодня можно разделить на три условные группы:  сторонники любых решений Наговицына и его команды, пусть даже они с ними и не согласны внутренне, но жизнь заставляет; та оппозиция, которая свалила Матвея Гершевича; и многочисленная группа людей, которым важно в первую очередь, что происходит с республикой, а уже потом кто будет у руля.  Идя в Народный Хурал я хочу заявить о себе как о представителе именно этой группы. Никогда не был оппозиционером,  и сейчас начинать не собираюсь.

- Тем не менее, противостояния с исполнительной властью не избежать…

- Ну, а как без этого? Зубы у меня не выпали, я  всегда имел собственное мнение и никогда не боялся его высказывать. Другой вопрос, что, такие как я нужны этой власти как воздух. Только в дискуссиях, в противостоянии  находится верное решение. Какой толк от всех этих людей, расставленных властью на ключевых местах, если они дрожат и со всем соглашаются? Я думаю, что если власть не поменяет своё отношение к таким как мы,  к неугодным, к тем, кто ни под кого не подстраивается, само её существование в лице этих товарищей продлится не долго.

Например, есть наглядная экономическая ситуация в Улан-Удэ и в Бурятии, мы сегодня  один из самых закредитованных регионов страны. Исполнительная власть у нас говорит, мол какие люди нехорошие, безответственные, берут кредиты , а потом не могут их выплачивать. Так вы подумайте, зачем люди берут эти невыгодные с огромными ставками кредиты? Потому, что доходов своих не хватает,   либо работы нет, либо зарплата маленькая, а семья большая.  Нужно же смотреть в корень и решать  проблемы с нехваткой рабочих мест, постоянного роста тарифов,  увеличения доходов населения.

У нас в своё время в республике было два миллиона овец, сейчас и двухсот тысяч не наберём, или взять  антикризисную реформу правительства, где она? У нас что - нибудь изменилось в составе правительства? По - моему ведомств стало даже больше, а администрация Улан- Удэ так вообще увеличила финансирование на управление в кризисный период на один миллион рублей. Я могу часами говорить  и о зерне и о промышленности, ни одного интервью не хватит.

Но самое главное, пока власть  не посмотрит глубже на проблемы республики и немного  не отвлечётся от политических интриг,  ничего хорошего для нас это не сулит.

- Давайте вернёмся к выборам. Вы не участвовали в прошлогодних выборах в Горсовет, хотя это было бы логично,  попытаться вернуть город, «навалять» Голкову и т.д. Связано ли Ваше невыдвижение с нашумевшей историей с ружьём, и если да, означает ли  Ваше сегодняшнее выдвижение по шестому округу, что ситуация изменилась?

- Во - первых, я не участвовал в тех выборах не из-за той истории. Уголовное дело на тот момент не было заведено, и мне ничто не помешало бы баллотироваться. Просто город -  это уже пройденный этап.

- Ну вообще - то  Александр Голков и его команда спустя почти три года до сих пор считают Вас и Ваших сторонников «реваншистами».

- Кто считает? Эти три - четыре человека, которые  пишут комментарии по команде на сомнительных сайтах и развозят несусветную грязь? Бросьте. Это же не серьёзно. Я вам больше скажу, город для меня был пройденным этапом ещё  в  2012 году,  я уже тогда хотел выдвигаться на выборах в Хурал, но Вячеслав Владимирович мне предложил ещё поработать немного, вводился новый институт сити - менеджера, наступал зимний сезон,  поэтому я не мог бросить город и согласился, но только до весны. Этого времени хватило бы на то, чтобы «натаскать» преемника. Но, увы, меня жестоко обманули,  поставили в неловкую ситуацию.

- Раз уж мы заговорили о  городе. Вы наверное в курсе того, что сейчас происходит в администрации и у мэра хотя бы по заголовкам СМИ, как думаете, Голков - это надолго?

- Ровно до того момента, как он перестанет устраивать республиканскую власть. Пока, видимо, он её устраивает. Хотя есть некоторые моменты. Например легитимный сити- менеджер Зандра Сангадиев, человек с большим потенциалом, но слишком осторожный. У него ведь по уставу все карты в руках и это несомненно человек Наговицына и точно не человек Голкова. Однако последние кадровые решения говорят о том, что в своё право Сангадиев не вступил, но он непременно вступит, если ситуация будет угрожать лично ему. Зная Александра Голкова, это случиться скоро.

А вообще ситуация в городе аховая, такого не было никогда. У нас бывали ситуации, когда денег не было, но мы работали, сплоченно шли к цели, спасали город. Сейчас, если говорить коротко,  каждый  хочет уцелеть, создана атмосфера недоверия. Если, скажем, я сегодня зайду в мэрию к кому - нибудь в кабинет, его на следующий день уволят, просто так. Люди ходят на работу как на каторгу, лишь бы дожить до пенсии. Какая в таких условиях может быть результативность?  Год остался до 350 -летия города, ещё ни один объект не построен, а уже скандалы, денег на софинансирование федеральных  траншей нет ни у республики ни у города. Увольняют профессионалов, ставят на их места приближенных, без знаний, без опыта. Грустно это говорить, но город катится в пропасть.

- Раз уж Вы баллотируетесь в Народный Хурал, как Вы оцениваете последние события, происходящие там?

- То как поступили с Матвеем Гершевичем, конечно не очень красиво. Всё - таки уважаемый человек, столько лет проработал в прокуратуре.  Понятно, что у него проблемы были ещё в год назначения в 2013 - ом , но нам надо как - то учиться такие вещи цивилизованно решать, не теряя лица. Да, оппозиция показала свою силу, только вот не совсем понятно, а к чему именно эта оппозиция,  к конкрентным решениям или к конкретным персоналиям в исполнительной власти или вообще к власти в стране и ее ставленникам в регионах?  Оппозиция в Хурале до сих пор не определилась, а её действия уже по- своему с подачи республиканских властей трактуются в Кремле.  Сейчас после свержения Гершевича в любом случае на депутатах лежит огромная ответственность, не ошибиться при выборе нового спикера, от этого решения зависит будущее самого Хурала, а может и всей республики.  

Беседовала Евгения Балтатарова