Эрдэни Жалцанов может в четвёртый раз взять “Золотую маску”

 
Сразу два бурятских спектакля вошли в так называемый лонг лист “Золотой маски”, то есть были отмечены  театральными экспертными советами России, как одни из лучших в сезоне 2013- 2014 г. и, в теории, могут претендовать на саму  престижную премию.  Это “Августовские Киты” бурятского театра драмы имени Хоца Намсараева и “Четыре не прожитые жизни Пор Бажын” тувинского театра кукол, который поставил  художественный руководитель театра кукол “Ульгэр” Эрдэни Жалцанов.

 

Сотрудничество с театром кукол в Кызыле для известного режиссёра стало первым. Сам театр открылся не более года назад, находится  в бывших мастерских национального театра, но, по словам самого режиссёра, сцена там шикарная, поэтому он не раздумывал, когда в начале этого года  тувинские коллеги  предложили  сотрудничество.

“Четыре не прожитые жизни Пор Бажын” - это спектакль,  основанный на тувинском фольклоре и истории.

Спектакль основан на исторических событиях 8- века н.э. В фольклоре тувинцев бытует легенда о Тере Холь и Хан Ослиные Уши. Тере - от монгольского ТАМ, и Холь от тюркского ОЗЕРО. В эпоху расцвета уйгурского каганата на территории нынешней Тувы в таежной глуши, вдалеке от караванных путей, посреди озера на острове, уйгурский каган, предположительно Моюн Чур (Хан Ослинные Уши), построил то ли крепость, то ли дворец, то ли храм, то ли могильный комплекс, об этом до сих пор спорят археолги, под названием Пор Бажын. Там еще примешана китайская принцесса, которую выдал замуж сам император за этого уйгурского кагана в награду за помощь в борьбе с северными варварами-кочевниками. Но уйгуры тоже кочевники. К этому времени вся верхушка уйгурской элиты приняла манихейство. И в этом была погибель в дальнейшей истории всего каганата. То есть, для простого кочевника философия манихейства не укладывалась в миропонимании. Впоследствии уйгурский народ сам восстал против своих же князей и кагана и вырезала буквально поголовно со всеми отпрысками.

Эрдэни Жалцанов работал над материалом несколько недель, а собрал спектакль в рекордные пять дней.  Для тувинского зрителя, не привыкшего к настоящему кукольному театру, спектакль стал  культурным шоком.

Спектакль приняли настороженно, потому что  в Туве  нет зрительской практики театра кукол как такового. В  представлении тувинского зрителя театр кукол - это ширма и пусики, он не представляет всего жанрового разнообразия,  вроде  как драматический спектакль, но с масками и куклами, но и не совсем кукольный.

Однако  театральные критики  были в восторге, к тому же  такой успех,  «Золотая маска» для молодого театра в первый же год,  Эрдэни Жалцанову сразу же предложили стать главным режиссёром, но он  вежливо отказался. Однако это не означает, что сотрудничество с тувинскими коллегами на этом закончится.

Напомним, что Эрдэни Жалцанов  обладатель трёх  “Золотых масок”. За спектакль “Поющая стрела”  2006- года (режиссёрская и актёрская работа) и за спектакль “Под вечным светом Кумалана” 2010 год (режиссёрская работа). Всего театр кукол Ульгэр имеет 13 номинаций и четыре победы в этой престижной театральной премии России.