Новый виток газеты “Центральная”

 

Одно из старейших и авторитетных сми Бурятии поменяло имидж. О том, какие изменения произошли в издании, в интервью нового генерального директора и редактора “Централки” Евгении Балтатаровой.

 

- Евгения, Вас в Бурятии давно и прочно ассоциируют с интернет - журналистикой, как так получилось, что Вы пошли в “бумагу”?

- Да, многие меня до сих пор называют блогером. Это забавно, но все - таки большую часть своей медийной карьеры я строила в “бумаге”, как Вы выразились. Нет, наверное, ни одной популярной газеты в республике, с которой я не сотрудничала. В “Номере Один”, например, я работала три года. Это ценнейший опыт, который сейчас мне очень помогает. А интернет - это больше хобби, это привычка каждый день выражать свои мысли в постах. Я уже без этого не могу.

- При этом Вы являетесь основателем интернет - журнала  “Республика”, его трудно назвать блогом.

- “Республика” задумывалась как площадка для неспешных аналитических статей  и интересных историй. Это очень похоже на то, что делают в блогах. Со временем мы стали делать и новости, но не потоковые. Если нет супер эксклюзива, мы лучше вообще ничего ставить не будем, чем напишем о том, как машина врезалась в забор. Это тоже журналистика, но не наш формат. Я все - таки остаюсь газетчиком, верю в бумагу, в ценность контента, который на ней выходит и во все такое “олдскульное”. Поэтому “Централка” стала для меня логичным проектом. Это не только возможность получить новую аудиторию для продукта, который производит наша редакция, но и новое интересное предложение для рекламодателей. Многие из них, как и я, верят в бумагу.

- Почему именно “Центральная газета”?

- Так получилось, что на данный момент это самое недооцененное издание в Бурятии, с которым можно работать и которое было нам по карману. Любая из газет большой тройки (Информ Полис, Номер Один и МК в Бурятии), если бы владельцы надумали их сегодня продать, стоит больше десяти миллионов рублей.

- То есть Вы приравниваете “Центральную” к большой тройке?

- Да, газете 16 лет. И по моим ощущениям она стоит ближе всех к лидерам отрасли, чем другие издания. У нее большой нереализованный потенциал. Долгое время газета была в зависимости от Байкал Банка, практически являясь корпоративной. Это несколько тормозило ее развитие. Однако, люди в ней всегда работали замечательные, большие профессионалы - Сергей Березин, Ольга Галлас, Алексей Субботин и многие другие. Именно благодаря им газета сохранила интерес читателя и свое положение на медиа рынке.

- Собираетесь ли Вы ворваться в тройку лидеров и поменять расклад на газетном рынке?

- Конечно, мы поборемся за читателя, но, думаю, что мы все - таки не будем создавать второй “Информ Полис” или “Номер один”. Это бессмысленно, у этих изданий годами выработанный собственный стиль и собственная аудитория. Мы найдем свою нишу и никому не помешаем.

- Какие изменения произошли в газете и произойдут в ближайшее время?

- В первую очередь мы уходим от ассоциаций с Байкал Банком. История с ним в Бурятии закончилась не очень красиво, то есть еще не закончилась, но осадок у многих жителей республики остался. Мы поменяли дизайн газеты, логотипы, шрифты и саму концепцию. Полностью ушли от образа семейного народного еженедельника. Теперь это в меру агрессивный таблоид с яркими заголовками.

- То есть желтое издание?

- Не совсем. На сегодня под моим руководством вышло два выпуска и нас уже сравнили с “Экспресс газетой” и газетой “Жизнь”. Я не вижу в этом ничего плохого. Желтая журналистика - это весьма субъективное понятие и оно не является синонимом непрофессионализма. По сути, любое издание можно назвать таковым, потому, что сама концепция журналистики - это вмешательство в чьи - то дела и жизни, а высшая премия в англоязычной журналистике - пулитцеровская, основана родоначальником “желтого жанра” Джозефом Пулитцером. Есть, конечно, пределы: этические кодексы, законы о сми и т.д., но в первую очередь роль играет самоцензура, это каждодневный компромисс между читательским интересом и репутацией. Поверьте, мы это понимаем.

Концепция идет вслед за бизнес планом, потому, что газета, да и вообще любое сми, это, в первую очередь, предприятие, которое должно извлекать из своей деятельности прибыль. СМИ зарабатывают двумя способами - продажей контента и продажей рекламных площадей. До недавнего времени “Центральная газета” распространялась бесплатно. У нее была широкая сеть распространения, которую выстроили предыдущие владельцы. С этой схемой можно работать, но тогда контент будет вторичен, а реклама первична. Под рекламой я также подразумеваю политический заказ. Это не совсем то, что я бы хотела делать. Поэтому газета недавно стала платной. Это болезненный  процесс, но, я думаю, мы справимся, читатель нас поймет и останется с нами. А мы сделаем все, чтобы газета была интересной и независимой, достойной тех денег, которых она стоит.

- Как к Вашему проекту отнеслось журналистское сообщество?

- Сложно. Многие скептически относятся к стартапам в бумаге, а “Центральная” сейчас действительно начинается практически с нуля, происходит ее перерождение. Сейчас тяжело всей медиасфере, кто - то вынужден закрыться, кто - то уходит в интернет, не хватает рабочих мест. Но у меня есть стойкое ощущение, что производство бесплатного качественного контента - путь в никуда, это благотворительность, которую могут себе позволить не многие редакции.  А до платного контента в интернете мы еще не скоро дорастем. Все это делает интернет, еще недавно оплот свободы слова, гораздо более зависимым, чем бумажные сми.

В таких условиях становится важным слово, напечатанное на бумаге, его уж точно “не вырубить топором”. Бумага устаревает не сама по себе, устаревают редакции и бизнес - идеи. Мне кажется, что сила бумаги в ее истоках. Изначально бумага - это общественный печатный манифест, который отличался от устного тем, что был закреплен на материальном носителе. Интернет возвращает нас фактически к устному периоду передачи информации. Анонимность, разрозненность информации, ее быстрое устаревание, все это уже было. Поэтому у печатных изданий есть настоящее и будущее, но только в том случае, если они не будут гнаться за интернет СМИ и не останутся на старых бизнес - моделях. Сейчас мы как раз занимаемся поиском новых путей развития для “Центральной газеты”. В ближайшее время будет много экспериментов.


Жаргал Будаев, “Республика”