Who is mister Mishenin?

 

Вся правда о новом министре промышленности и торговли  Бурятии Алексее Мишенине в специальном расследовании «Республики»

 

Со времен политолога Андрея Полосина, который пытался работать в должности зампреда правительства по взаимодействию с политическими образованиями, но был вынужден достаточно быстро уехать, Алексей Мишенин первый варяг. Причем варяг на удивление спокойно воспринятый в Бурятии. Даже в мятежном Хурале, где в последнее время звучало много критики, в том числе и к развитию промышленности,  по назначению Мишенина вопросов не возникло.  И зря.  

В биографии Мишенина нет опыта госслужбы и профильного образования. Да, он возглавлял встроенный в структуру государственного холдинга «Вертолеты России» небольшой авиремонтный завод в Новосибирске. И, по сути, больше нигде не работал. Есть несколько коммерческих фирм, в которых он числится директором или учредителем. Но профессиональным опытом это назвать сложно. Некоторые компании возникли  в период, когда Мишенин уже был директором завода, и, возможно, между ними была или есть какая - то связь.

То есть, объективно, Мишенин должности министра не соответствует. В конце - концов нельзя же брать человека на такую работу только потому, что он якобы является родственником федерального министра Мантурова.  Что, кстати, весьма сомнительно, до Бурятии в таком свете Мишенина никто и никогда не характеризовал. Однако, не вызывает сомнений откуда пошел такой слух. В  клановой Бурятии, привыкшей оценивать людей не по их достижениям, а по  связям «наверху», наводка сработала  на все сто.  Это, конечно, не значит, что Мишенина никто не лоббировал на эту должность.  Ответ ведь на поверхности - Улан-Удэнский Авиазвод, потому, что промышленность Бурятии и это предприятие по сути тождественны. 

При этом до сих пор неизвестно, заменит ли Мишенин в совете директоров У-УАЗ  своего предшественника по министерству Александра Гребенщикова, который занимал эту должность несколько лет в рамках соглашения о сотрудничестве между «Вертолетами России» и республикой Бурятией. 

Сейчас трудно объяснить логику появления этого человека в правительстве Бурятии. Догадки и далеко идущие прогнозы строить сейчас смысла нет. Хотя это не мешает некоторым экспертам выдвигать поистине экзотические версии, по которым Мишенин рано или поздно займет кресло главы республики. Что ж, все возможно. Никто ведь не знал в далекие советские годы, что авиазавод, выстроенный руками жителей Бурятии, чере пару десятков лет вообще никакого отношения, кроме территориального, к республике иметь не будет. 

Мишенин не первый чужак в Бурятии. Лично я не против варягов в политике вообще, если их опыт и умения могут помочь республике. Новая кровь всегда лучше, чем вариться в собственном соку. Но, как уже было сказано выше, есть большие сомнения по поводу опыта и умений Алексея Мишенина. Ну, а если Бурятия - это просто стартовая площадка для более высоких должностей, что ж, и в этом он не первый. 

Давайте вспомним все того же Дениса Мантурова, которого сегодня называют одним из самых влиятельных членов кабинета министров и любимчиком Путина.  Мишенина не зря начали называть протеже Мантурова, хотя в действительности это скорее всего не так, правильнее говорить - протеже бизнес - империи семьи Мантурова. По официальной биографии Мантуров начинал в Бурятии, с Улан-Удэнского авиационного завода, на котором проработал около трех лет генеральным директором. Тогда ему не было и тридцати. Дальше было продвижение  по холдингу «Вертолеты России» потом госслужба.  Наш авиазавод в  контексте жизненного пути большого чина упоминается просто как стартовая площадка, однако не все так просто.  Есть основания полагать, что У-УАЗ  лег в основу  сегодняшнего финансового и политического благополучия семьи Мантурова, и, возможно, до сих пор является его источником. 

Родители Дениса Мантурова и его супруги Натальи  в советское время работали дипломатами в Индии. Там  молодые и познакомились, потом поженились. Тесть Мантурова Евгений Кисель всю жизнь имел непосредственное отношение к авиации,  к Аэрофлоту, а после перестройки начал заниматься смежным бизнесом, продавать, сдавать в аренду летательную технику, а также запчасти к ним,  в основном в Индию, Шри Ланку и другие страны знакомого ему региона. Как раз в это время, примерно 94-96 год У-УАЗ согласно распоряжению Госкомитета по управлению имуществом РФ вышел на приватизацию. Приватизационный план утверждал комитет по управлению имуществом РБ, сейчас министерство имущественных отношений. Таким образом, в федеральной собственности  было закреплено 38% акций, доля государственного пакета на момент внесения записи в ЕГРЮЛ составила более ста миллионов рублей. А единственным учредителем Авиазавода по данным всё того же ЕГРЮЛ  до сих пор номинально считается комитет по управлению имуществом республики Бурятия, который возглавлял Александр Гребенщиков, что еще раз подтверждает знак равенства между промышленностью Бурятии и Авиазаводом. На этом участие республики в авиационном бизнесе заканчивается, не успев начаться. 

«Республика не приняла участия в процессе акционирования, и никогда не являлась и не является в настоящее время акционером, то есть собственником, способным в той или иной мере влиять на принятие каких-либо решений. 100 % акций УУАЗ принадлежат в настоящее время АО «Вертолеты России». В ЕГРЮЛ запись не меняется и меняться не будет, я думаю, потому что учредителем был и остается комитет по управлению имуществом РБ, а вот акционеры менялись, и записи своевременно в реестр вносились», - объяснили «Республике»  в пресс- службе У-УАЗ

Незадолго до окончания приватизации Евгений Кисель основал несколько компаний, которые работали в том числе и с нашим авиазаводом, поставляли в Индию вертолеты и запчасти. Уже после окончания приватизации, по данным некоторых источников,  в руках Киселя сосредоточился весомый пакет акций, который позволил ему пролоббировать молодого зятя Дениса Мантурова на должность генерального директора. Вплоть до передачи в холдинг «Вертолетов России», в учредительных документах авиазавода значились самые разнообразные фирмы, в том числе офшорные, в том числе имеющие непосредственное отношение к семье Кисель -Мантуровых.  Дальнейшая биография самого Дениса Мантурова известна,  и завода там нет. Однако семья Натальи Мантуровой, в девичестве Кисель, с тех пор только богатела. Наталья Мантурова является известной бизнес- вумен в области эстетической медицины, совместно с отцом она основала несколько клиник пластической хирургии и даже целый санаторий. Некоторые ветви ее бизнеса по некоторым данным вплотную пересекаются с семьей депутата Госдумы Алины Кабаевой. Евгений Кисель же, несмотря на преклонный возраст, тоже продолжает заниматься бизнесом, не изменяя телекоммуникациям (МТС) и Аэрофлоту. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»