«Бурятский офшор»

 

Похоже, что наша республика становится тихой гаванью для федеральных олигархов.

 

В прошлом году все сми республики с подачи администрации главы рассказали о чудесной новости - недавно переехавшая в Улан-Удэ компания «Новотранс» Константина Гончарова заплатила в бюджет республики около полумиллиарда рублей.  

В администрации главы посчитали нужным осветить это событие после слухов о том, что в республику заходит компания, в которой на руководящей должности работает родной младший брат Алексея Цыденова Николай и «что-то тут не чисто». Сам глава Бурятии в полушутливой форме тогда заявил, что всем бы злоупотреблять так родственными связями. «Я их через него (брата) заводил».

Таким образом, в Бурятии прописалась компания с многомиллиардным оборотом. «Новотранс»  сразу же стал одним из основных налогоплательщиков в регионе, заняв третье место после Суэка и Авиазавода. Скорее всего в будущем будет и первое. По итогам 2018 года чистая прибыль «Новотранса»  увеличилась в четыре раза (с трех до двенадцати миллиардов рублей) и судя по активной деятельности, о которой я расскажу позже, это не предел. 

Так что же «забыл» «Новотранс» в Бурятии, кроме младшего брата главы? В пресс- релизе было что-то про хороший налоговый климат и перспективы угледобычи, которые оказались решающими факторами для «Новотранса», раньше компания платила налоги в Кемеровской области. Но не все так просто. 

«Новотранс» до недавнего времени был на 100% компанией кузбасских миллиардеров Михаила Федяева и Владимира Гридина, входил в холдинг «Сибирский деловой союз». СДС на протяжении многих лет покровительствовал губернатор области Аман Тулеев, это помогло холдингу сосредоточить в своих руках ценный актив, состоящий из кузбасских шахт и разрезов, в том числе знаменитого Киселевского, работники которого с семьями попросились в Канаду. Но задолго до отставки Тулеева у СДС начались трудности. Как мы все помним, у губернатора в последние годы были серьезные проблемы со здоровьем. А уж после отставки, к руководству региона пришел и вовсе прямой конкурент, владелец угледобывающей компании «Колмар» Сергей Цивилев (тот самый, который еще в ранге заместителя губернатора стоял на коленях перед жителями Кемерова после трагедии в «Зимней вишне»). Цивилев тесно связан с олигархом и близким другом Путина Тимченко (Волга групп, Транснефть и т.д.). Думаю, Федяеву и Гридину просто уже нечего было делать в Кемеровской области. 

Действительно, одновременно с этими событиями, в СДС начинаются крупные подвижки, холдинг начинает избавляться от непрофильных активов, ходят слухи также  о выходе из угольного бизнеса. В начале 2019- го прошла информация о том, что Владимир Гридин продает свою долю в СДС партнеру Михаилу Федяеву и покидает Россию. 

В «Новотрансе» тоже проходят изменения, более 70% акций переходят в руки директора группы Константина Гончарова, малоизвестного, но уже очень богатого бизнесмена из Челябинска. Примечательно, что супруга Гончарова Алина Рашитовна также является соучредителем ряда компаний «Новотранса». Предположительно, Алина Гончарова является дочерью Рашита Шарипова бизнесмена из Магнитогорска, который в 90-х был генеральным директором магнитогорского металлургического комбината, легендарной «Магнитки». Сам Рашит Шарипов также принимает участие в руководстве «Новотранса». 

Решение переехать в Бурятию для компании вроде бы было логичным. Родственные связи топ- менеджера с губернатором будут посущественнее просто старой мужской дружбы, как это было у Федяева, Гридина и Тулеева. Остальное дело техники. Еще в конце 2017 года, то есть спустя несколько месяцев после избрания Цыденова, под «Новотранс» создается закон, который дает компании существенные налоговые преференции, практически нулевой налог на имущество и скидку на налог на прибыль (12,5%). В будущем «Новотранс» займется в Бурятии угледобычей, сейчас компания рассматривает предложение республики по ряду месторождений. Добытый уголь компания сможет возить собственными вагонами, думается, с логистической инфраструктурой проблем не будет, Алексей Цыденов уже озвучивал возможность строительства железной дороги для проекта «Новотранса» за счет региона или РЖД

Но это дела будущего весьма далекого. Что же происходит сейчас? Сейчас «Новотранс» с головой погрузился в Балтику. С 2018 года компания воюет с олигархом Ильей Трайбером за наследство опального Валерия Израйлита в порту Усть- Луга в Финском заливе и заодно там же строит пару новых терминалов для перевалки зерна и других грузов стоимостью более 45 миллиардов рублей. Также начато строительство вагоноремонтного завода. Развитие порта Усть- Луга - поручение самого Владимира Путина, который не хочет, чтобы российские экспортные грузы проходили через балтийские недружественные страны. На развитие проектов в порту, а их уже немало, государственные банки охотно дают деньги. Документы традиционно подписываются на полях экономических форумов в Санкт- Петербурге. 

Вокруг порта кипят поистине шекспировские страсти. Чего стоит один только сидящий в тюрьме Израйлит, которого фактически на глазах у всего бизнес сообщества ободрали как липку. Но, не будем сегодня останавливаться на этой истории, она достойна отдельного поста. Порт Усть- Луга изначально был вотчиной министерства транспорта, не удивительно, ведь сам Якунин, до того как перейти в РЖД, вместе с Израйлитом возглавлял ОАО «Компания Усть- Луга» , контрольный пакет которой сегодня приобрел бурятский (будем теперь так говорить) «Новотранс». 

Сегодня в Бурятии прописана не только АО ХК «Новотранс», но и ООО СК «Новотранс», генеральным директором которого является 30- летний Николай Цыденов. Последняя компания стивидорная, то есть занимающаяся погрузкой и разгрузкой судов в портах, а значит, точно имеет отношение к балтийскому проекту, а значит полномочия Цыденова явно расширяются. Кроме нее, в Бурятию переехала и одна из компаний самого Израйлита АО «Новые ресурсы», зарегистрированная  в Лондоне и находящаяся сегодня под управлением «Новотранса» . Балтикой «Новотранс» теперь точно будет рулить из Бурятии. 

Любопытно, что дела у компании пошли в гору аккурат после развода с СДС и прихода Алексея Цыденова в Бурятию. До этого «Новотранс» каждый год показывал убыток, а в 2018-м случился четырехкратный рост, одновременно с этим случился порт Усть - Луга, куда чужих не пускают. Константин Гончаров в отличие от Федяева или Гридина человек малоизвестный, закрытый. Известно лишь о том, что он из Челябинска, как и его жена Алина. Каким образом ему удалось выкупить контрольный пакет акций у СДС и влезть в борьбу за балтийский порт? Без связей в минтрансе, РЖД, в администрации президента. Постойте, ведь эти связи есть у другого человека. 

Уголь и железная дорога - две очень близкие Алексею Цыденову стихии с самого начала трудовой деятельности. В начале двухтысячных еще совсем юный, 25-летний Алексей Цыденов перешел на работу  в Дальневосточную транспортную группу, которую основала его начальница по работе в экономическом департаменте Дальневосточной железной дороги Раиса Паршина. Это была одна из первых в России частных транспортных компаний, быстро ставшая номером один в своем макрорегионе. Молодой Алексей Цыденов, как и его брат Николай в «Новотрансе», сразу же занял руководящие посты в компаниях Дальневосточной транспортной группы. Компания быстро росла, даже слишком быстро, к 2007 году ее кредитный портфель достиг 10 миллиардов рублей, а доходы падали. Нефтяные компании обзавелись собственными транспортными компаниями, как и РЖД, с чьими дочками было трудно конкурировать. 

Паршина, судя по биографии, достаточно бескомпромиссный человек, поэтому, когда было время договариваться с государством, она этого не сделала, вместо этого, продолжала критиковать и власть и РЖД. Однажды у Паршиной украли сына и потребовали выкуп в 7 миллионов долларов, Паршиной удалось договориться на миллион, в итоге после пятимесячного плена сын вышел на свободу. Заказчиком похищения оказался некий Максим Кан, помощник экс- депутата Госдумы Маргариты Баржановой. Существует версия, что Паршина финансировала кампанию Баржановой и после ее избрания потребовала либо денег, либо помощи. Ответ не заставил себя ждать. Максиму Кану удавалось скрываться за границей почти 10 лет, за это время он попытался инсценировать собственную смерть в Парагвае, но тем не менее был задержан во Франции и совсем недавно экстрадирован в Москву. 

В один момент все рухнуло, в 2009-ом году Паршина не смогла погасить купоны по выпущенным в 2007-ом году облигациям на 5 миллиардов рублей. Компания существует до сих пор, как и ее долговое дело. Именно в связи с этим долгом, как признался сам Алексей Цыденов, в 2018 году на его московской квартире был произведен обыск. Глава Бурятии не сказал в связи с каким уголовным делом, обмолвился лишь о том, что это связано с Дальневосточной транспортной группой, где он работал 12 лет назад. При этом, он уточнил, что долговые обязательства у компании наступили после его увольнения и перехода на государственную службу в 2006-ом. Данное утверждение выглядит весьма подозрительно, так как для обысков в квартире губернатора нужны веские основания и они скорее всего были. 

С каким финансовым багажом Цыденов вышел из ДВТГ, вышел ли вообще из нее фактически и какую роль он на самом деле играет в компании «Новотранс» - вопрос открытый. Скажу лишь, что дядя братьев Цыденовых, предположительно родной брат матери Сергей Шутюк тоже родом из Челябинска, как и Константин Гончаров. Сергей Шутюк сегодня занимает должность первого заместителя председателя Национального союза железнодорожников. С союзом активно сотрудничает «Новотранс» и лично Николай Цыденов. Но в свое время Шутюк занимал очень высокие должности в РЖД, например, был заместителем генерального директора, как раз тогда, когда Алексей Цыденов начинал свой карьерный путь. По старой бурятской традиции ничего не делается без дяди Баира, в случае братьев Цыденовых - без дяди Сергея. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»