На пороге войны

 

Горожане против тепловиков. К чему приведет внезапно обострившееся противостояние?

 

В строчках коммунальных платежей улан-удэнцев услуги ТГК-14 обозначены самыми большими цифрами. Поэтому в таком регионе, как Бурятия такие компании, как ТГК-14 не могут пользоваться любовью населения физически. А если компания еще и ведет себя достаточно неосторожно и не аккуратно, можно получить то, что мы получили сегодня. «Народ против ТГК-14» - с таким лозунгом бурлит нынче интернет и некоторые СМИ.

Медийный опыт показывает, что для успешного раскачивания той или иной темы, пусть даже очень болезненной и в благоприятной конъюнктуре, все равно нужна мобилизация ресурсов и концепций. Например, незаконный спил батарей сотрудниками ТГК-14 в квартирах неплательщиков обсуждался еще в прошлом году на знаменитой встрече с главой Бурятии Алексеем Цыденовым и тогдашним мэром Улан-Удэ Александром Голковым в Национальной библиотеке. Однако, такой волны как сейчас не породил. Что же изменилось?

Если очень внимательно проследить за развертыванием темы, то можно сказать - точкой отсчета стал круглый стол ОНФ под модераторством депутата Госдумы Николая Будуева в начале февраля. Именно там впервые, наверное, в истории публично столкнулись руководство ТГК-14 и те самые неплательщики со спиленными батареями. Обычно такого не происходит, ну сами понимаете, некоторые вещи не пересекаются, как две прямые в геометрии. Однако, Светлана Марказова, например, будучи персоной весьма публичной, одновременно оказалась представителем группы людей с данными коммунальными проблемами. Ее эмоциональная речь, а Светлана, как журналист и медийщик, говорить умеет, заставила чуть ли не всплакнуть представителей ТГК-14. Что, впрочем, не помешало пресс- службе компании посвятить именно ей несколько пресс- релизов, которые выставляли женщину не в лучшем свете, подливая тем самым масло в огонь нарастающего бунта.

После круглого стола историю Светланы и ее друзей по несчастью подхватили СМИ. Но особой страстью или пристрастием отличился телеканал АТВ, посвящая войне с ТГК-14 чуть ли не каждый новостной выпуск. То есть кроме интереса Николая Будуева, который должен поддерживать реноме эффективного депутата, тут четко прослеживается желание оседлать протестную волну руководства телеканала АТВ в лице Дмитрия Турченюка, который собирается нынче баллотироваться в горсовет по округу одиозного «коммунальщика» Сергея Супони. Как бы то ни было, сейчас эти люди скорее всего сами испуганы масштабами происходящего, так как уже не могут контролировать протест, а он (протест) как пылающий колобок уже докатился до крыльца администрации города прямо в ноги к Игорю Шутенкову и скоро докатится до главы республики Алексея Цыденова.

Причем, решения у этой проблемы практически нет. ТГК-14, немного покочевряжившись, все же решила пойти навстречу Шутенкову и пообещала все спиленные батареи вернуть, но людям этого не нужно. Люди требуют списания начислений и много чего еще. ТГК-14 на это точно никогда не пойдет. По крайней мере добровольно.

ТГК-14 выбрала интересную тактику защиты-нападения. В одной из республиканских газет вышла статья, где неплательщиков приравняли к террористам, называя их «идейными неплательщиками». В качестве подтверждения автор, за которым без сомнения стоит пиарщик ТГК-14, говорит о системной задолженности протестующих, что кроме долгов перед ТГК эти люди имеют долги перед другими ресурсоснабжающими организациями и даже перед банками. Скорее всего речь идет о тех, кто выступал публично в статьях и сюжетах, а также, кто обращался в прокуратуру.

Идейные неплательщики, по мнению издания, нарушают закон чисто из своей идеологии, которая, якобы, диктует им ни за что не платить, а законы нужно соблюдать. И обязательно наказывать нарушителей. Жестоко наказывать. 

“Получается, накопив долги, злостные неплательщики не просто хотят их списать подчистую, а вместе с тем, настоятельно требуют впредь не производить никаких начислений. Иными словами, выйти сухими из воды. Более того, следуя логике этих потребителей, завтра они спокойно смогут претендовать на бесплатную электроэнергию, или, например, откажутся от уплаты налогов. Но вы только представьте, что нарушители не только смогут избежать наказания, но и получат ряд привилегий. Это все равно, что виновник серьезного ДТП не лишится прав, а например, получит льготу на бесплатный бензин. Так действительно ли сложившаяся ситуация, есть произвол ТГК-14? Быть может дело здесь вовсе не том, кто поставляет тепло и требует законной оплаты?” 

Замечательно, не правда ли? Сегодня не платишь за тепло, а завтра с ружьем выйдешь на площадь и потребуешь смены политического режима. ТГК-14 лучше бы вообще такие темы не трогать, а то звучит прямо как руководство к действию. Почему ТГК-14 легче уличить людей в коммунальном терроризме, чем признать, что платить людям просто нечем? Вы видели сюжеты из квартир этих «террористов»? Да там самое место проводить подпольные собрания по развалу России. Кроме того, бессмысленно призывать народ исполнять законы, корить этим, когда нарушение законов со стороны монопольных корпораций и отдельных представителей власти давно вошло в норму и широко освещается в СМИ.

Законы в России вообще штука достаточно виртуальная, начиная с Конституции. Поэтому, когда кто-то начинает противопоставлять закон и справедливость, он проигрывает. Ладно ТГК-14 может нести любую чушь про террористов, они привыкли быть уродами, тут как бы ничего не поделаешь. Другой вопрос, что все это уже стало головной болью тандема Цыденов-Шутенков. Помня про недопустимость противопоставления закона справедливости, руководство республики должно будет встать на сторону народа, то есть справедливости. На кону выборы, впереди много лет продуктивной работы, инфраструктурные миллиарды на подходе, ТОРы одобрены, инвесторы вроде как тоже на низком старте. 

Но, допустим, Цыденов, имея связи в структурах собственника ТГК-14 РЖД, сейчас добьется пересмотра или списания или чего-то еще, Цыденов хороший эквилибрист, он сможет. Что дальше? Первое, что приходит в голову - идейными неплательщиками могут стать все остальные. На это сейчас напирают тепловики, пытаясь склонить власти на свою сторону. Но это только в теории. Типа если что-то раздают нахаляву, никто не сможет отказаться. На самом деле не совсем так.

Да, в народе сегодня есть подсознательное ощущение патернализма со всеми вытекающими. Федеральные власти закручивают гайки, упраздняют выборы, отсекают альтернативу, то есть делают все, чтобы население не было самостоятельным в принятии решений. Но именно этой самостоятельности и самосознания власти и корпорации ждут от людей в других областях. Так не бывает. Поэтому самые бедные слои населения уверены в том, что государство виновато в их неспособности оплачивать счета, так пусть платит за них.

В данном конкретном случае у нас около сотни проблемных неплательщиков. Все они очень и очень бедны, и выбирая между тем, чтобы оплатить коммуналку или купить хлеба, выбирают последнее. Прощая или, как сейчас правильно говорить, реструктуризируя долги этой категории населения, власти не поощряют халяву, а оказывают помощь. В руках власти имеется самый широкий инструментарий по социальной поддержке бедного населения. По коммуналке есть субсидии. Сложность их оформления другой вопрос, но он решаемый. Вопрос по качеству коммунальных услуг, норме температуры отопления и горячей воды, из-за несоблюдения которой некоторые отказываются платить ТГК, тоже имеет место быть. Но и он решаем без военных действий.

Не думаю, что такое решение вопроса, именно под таким соусом, повлечет за собой вал неплатежей. Не идейные они, просто бедные. То есть вынуждены не платить. История Чечни, которая сама себе списала миллиарды за газ, не вызвала волну неплатежей  по всей стране. Чечня - особый регион, в том числе по части управленческих решений, к этому все привыкли. За этот фокус, кстати, всех наказали, мама не горюй, всех, кроме народа. Потому, что центр понимает почему так произошло.  А еще ТГК в конец офигел и надо бы с этим что-то делать. Много лет при мэре Голкове ТГК-14 творила, что хотела. Сейчас, когда власть в городе сменилась, от нее, то есть от Шутенкова, ждут решений. Возможно именно поэтому волна пошла именно сейчас, сейчас она хотя бы имеет какой-то смысл. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»