Нулевой пациент

Первыми заболевшими коронавирусом COVID-2019 в Бурятии могут стать одни из богатейших людей республики. Ежегодный доход супругов Раисы и Вадима Бредний составляет около трех миллиардов рублей (декларация за 2017 год).

Вся Бурятия, затаив дыхание, со страхом ожидала нулевого пациента, первого человека с официально диагностированным новым коронавирусом, захватившим планету. То, что рано или поздно это случится, знали все, но не думали, что это будет настолько громко.

Легче было бы поверить в то, что вирус в Бурятию привезет какой- нибудь безымянный китаец, чем вот в это. И что «это» еще предстоит узнать. Вокруг предполагаемого заражения (без преувеличения) людей, которых знает в республике каждая собака, слишком много тайн и недомолвок.

Начнем с того, что сперва информация была обезличена, утром 25 марта оперативный штаб при правительстве республики сообщает о первой положительной пробе на коронавирус, полученной накануне вечером 24 марта. И о том, что анализы данного пациента отправлены в центр вирусологии «Вектор» в Новосибирске. Напомню, что по протоколу, рекомендованному Роспортребнадзором, подтверждение диагноза на коронавирус происходит в несколько этапов в разных лабораториях.

С 23 марта в Москве, которая сегодня является крупнейшим очагом заболевания в стране, от многоэтапности отказались, теперь диагноз официально подтвержден, если первая проба дает положительный результат. Очевидно, этот метод ускоряет диагностику и лучше борется с распространением инфекции. Но в регионах еще работают по старинке и окончательные результаты будут известны только через несколько суток.

Неизвестно зачем, но пациент, не дождавшись результатов, раскрыл себя сам. Им, то есть ею оказалась Раиса Бредний, супруга депутата горсовета Улан-Удэ и предпринимателя Вадима Бредния. Супруги являются совладельцами второй по величине продуктовой сети республики «Титан». О том, что у нее подозревают коронавирус и она находится в отдельном боксе инфекционной больницы в Улан-Удэ Раиса Бредний сообщила в своем закрытом инстаграм аккаунте. Запись распространили бурятские телеграм-каналы.

Раиса Бредний рассказала, что несколько дней лежала дома с ОРВИ и в понедельник, то есть 23 марта сама попросила медиков сделать тест на коронавирус. Свой результат Бредний назвала «сомнительным», а результат мужа «отрицательным». Призналась, что ездила в Москву, возможно «что-то оттуда». Попросила всех, кто контактировал с ней в последние две недели сдать анализы на коронавирус.

Это заявление вызвало эффект разорвавшейся бомбы в бурятском интернете. Учитывая род деятельности супругов, их обширные контакты и количество подчиненных, занимающихся обслуживанием населения в 500- тысячном Улан-Удэ и пригородах, можно смело проверять всех без исключения, включая бурятские элиты - горсовет, Народный Хурал, правительство и главу Бурятии Алексея Цыденова.

Жителям Бурятии, мягко говоря, новость не понравилась. Появилось много гневных комментариев о безответственных богачах, таскающих заразу откуда ни попадя. Ситуацию подогрела информация о том, что супруг Раисы Бредний Вадим с 20 марта находится в военном госпитале на Боевой с признаками коронавирусной инфекции и проходит там лечение в отдельной вип- палате. При этом военный госпиталь не приспособлен для принятия таких больных. Информация была получена мною из достоверных источников, не доверять которым я не имею причин. До сих пор эта информация супругами опровергнута не была.

Вместо этого, предприниматели начали выдавать весьма запутанные показания. Раиса Бредний написала еще одно обращение, в котором заявила, что коронавирусной инфекции нет ни у нее ни у ее мужа. Она чувствует себя хорошо и никакой терапии не проходит. Вадим Бредний в свою очередь предоставил результаты первичных анализов, которые он сдал также 23 марта. Они действительно отрицательные. Но это не значит, что коронавируса у Вадима Бредния и его жены нет.

Начнем с того, что по данным китайских ученых, которым удалось справится с вирусом на своей территории, тестирование позволяет выявить только от 30 до 50% положительных результатов на коронавирус у заболевших людей, остальные результаты будут ложноотрицательными. То есть, человек может быть болен даже при отрицательном результате тестирования, как Вадим Бредний. Вирус все-таки новый, еще плохо изученный, тест- системы работают с колес, не успев пройти калибровку. Информации слишком мало, как и времени.

К тому же, если у Вадима Бредния все прекрасно, зачем нужна была госпитализация в военный госпиталь и сокрытие информации об этом, раз уж Бреднии решили быть откровенными и «ничего не скрывать»?

Что касается Раисы Бредний, с формулировками все же лучше не заигрывать, существует огромная разница между первично положительным результатом проб на коронавирус и «сомнительным». Будем все-таки полагаться на то, какую из формулировок выбрал оперативный штаб при правительстве Бурятии. Было достаточно четко сказано «положительный». Будь Раиса Бредний в Москве, этого было бы достаточно для постановки диагноза и полной отработки контактов по международным эпидемиологическим протоколам.

Что касается контактов. Супруги заявили, что как минимум за неделю до сдачи анализов они ушли в режим самоизоляции. То есть ни с кем, вероятно кроме близких родственников, не контактировали. Однако, достоверно известно, что 17 марта (то ест за 6 дней до сдачи анализов) депутат Вадим Бредний проводил большую встречу с избирателями на своем округе в районе Шишковки. Точное количество присутствующих неизвестно, однако известно, что среди присутствующих были пожилые люди и руководители образовательных учреждений.

При этом вести отсчет с момента сдачи анализов не совсем корректно, по рекомендации Роспотребнадзора необходим 14 дневный карантин с момента возвращения из мест с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. Под это определение сейчас попадает Москва, которую посещала Раиса Бредний. То есть необходима отработка всех контактов пары с момента возвращения из столицы. Как уже было сказано выше, можно смело проверять весь Улан-Удэ. Возможно, именно по этому Раисе Бредний пришлось рассекретить себя и призвать людей, которые с ней контактировали последние две недели, самим сдать анализы.

Такая методика применяется, например, в Израиле, там больного с подтвержденным диагнозом опрашивают буквально о поминутных передвижениях и встречах, а потом размещают эту информацию на всех информационных ресурсах, чтобы люди, которые в это же время были в этих же местах, смогли пройти тестирование. Это намного эффективнее, чем самим искать сотни, а то и тысячи людей по камерам наружного наблюдения или треккингу сотовых сетей.

В случае с Бредниями все же необходимо провести массовое тестирование работников торговой сети, особенно тех, кто работает непосредственно с покупателями. Так как торговые сети в отличие от других мест массового скопления граждан в карантинную неделю закрыты не будут.

Коронавирус пришел в Бурятию, громко, со свистом, но сейчас важно не терять самообладания, не пытаться скрывать правду и недоговаривать, нужно методично и много работать, ежеминутно соблюдая предписания эпидемиологов. Главу Алексея Цыденова нам уже, конечно, ничему не научить и не заставить (сегодня на пресс- конференции по коронавирусу без маски был только он), но мы можем начать с себя. Все будет хорошо!

 

Евгения Балтатарова, «Республика»