Суперреспублика - нищета за фальшивым фасадом успеха

 
В Бурятии подводят итоги трехлетней работы главы Алексея Цыденова. 

 

Быть хорошим руководителем региона в сегодняшней России не так уж и сложно. Достаточно не быть хамлом, как экс-глава Чувашии Михаил Игнатьев, достаточно не быть самодовольным, как экс-глава Хакассии Виктор Зимин или одиозным, как губернатор Сахалина Александр Хорошавин, или коммунистом, как Сергей Левченко из Иркутской области. В остальном коридор хорошего губернатора достаточно широк. При существующей вертикали важна лишь лояльность федеральному центру и более менее сносная мобильность. 

С самого начала работы Цыденова за ним закрепилась слава какого-то феноменального открывателя дверей в Кремле. Политтехнологами и медийной службой главы это свойство подавалось как нечто уникальное, свойственное только ему, особенно на фоне экс-главы Вячеслава Наговицына. Отчасти это правда, однако, надо понимать, что Цыденов не сам по себе, а часть большого проекта по реформированию управления регионами. Сравнивать Наговицына и Цыденова в плане лоббистских возможностей в Москве нельзя. Те возможности, которые вообще есть у сегодняшних так называемых губернаторов- технократов не были доступны губернаторам типа Наговицына.

Если раньше прямой доступ к федеральным министрам и премьерам был действительно божьей благодатью, то сегодня это достаточно обыденное явление. Роль губернатора стала больше, статус - выше. С 2014 года в стране падают реальные доходы граждан. И чем дальше от Москвы, тем заметнее протестные настроения. Поэтому наделение губернаторов особым статусом выглядит вполне логично. Глава региона - это и фасад федеральной власти и форпост между голодным и злым населением и условным Путиным в Кремле. Поэтому форпост не может быть слабым. 

С приходом Цыденова в Бурятию действительно пришли деньги. Но абсолютно никакой заслуги самого Цыденова в этом нет, чтобы не говорили его пиарщики. По сути, ни одного авторского проекта по оптимизации и улучшению каких- либо процессов в республике Цыденов не реализовал. 

Сложно не заметить активное строительство инфраструктурных объектов, школ, детских садов, дорог и даже целого моста. Однако, как я уже говорила, это все шло в пакете с новым губернатором технократом изначально. Цыденов, как верный слуга Кремля и поклонник федерализма не устает благодарить Москву за многомиллиардные подарки и немножечко себя за то, что сгонял за ними. Однако, как говорила Маргарет Тетчер, не бывает государственных денег, бюджет - это наши с вами деньги, государство их лишь распределяет. Небывалая щедрость федерального центра стала возможной лишь по причине того, что он за несколько лет неуемных налоговых поборов и пенсионной реформы на фоне падения реальных доходов населения смог аккумулировать огромные суммы. Сложно не заметить перекос в федеральных подарках, по сути, кроме строек государству нам предложить нечего. Бизнес в упадке, зарплаты не растут, товары дорожают. Качество управления падает, растет безработица, растет преступность, экологическая обстановка критическая,  молодежь уезжает и т.д. И пока ни одной более менее рабочей программы с нормальным финансированием, хотя бы немного приближенным к бюджету строек, нет. 

Достаточно интересным был проект субсидирования частных детских садов. Но он долго раскачивался и в первый год сильно буксовал. Только после того, как в сентябре 2019 года субсидирование увеличили вдвое проект более менее заработал, однако, к этому моменту уже начали сдаваться первые муниципальные детские сады. Так что об эффективности самой программы и потраченных на нее средств говорить как-то не приходится. 

Интересны попытки Цыденова решить проблему с задымленностью Улан-Удэ, производство пеллетов, фильтры на печи и т.д. Однако, дальше разговоров дело не идет, все три года. 

Более того, хаотичное строительство инфраструктурных объектов, торопливое освоение средств приводит к новым проблемам. Так, до сих пор неизвестно, где находится оборудование для онкологического центра, хотя на прямой линии в инстаграме глава на чистом глазу заявил о том, что оно у поставщика в Бурятии, но это не так, по крайней мере доказательств обратного не существует. Есть претензии к качеству построенных объектов. К тому, что к строительству допускаются определенные строительные организации и т.д. и т.п. То есть мало того, что Цыденов не причастен ко всем этим миллиардам из Москвы, так он еще и не может организовать их грамотное освоение, о какой эффективности главы можно говорить?

До сих пор не запущены очистные сооружения в Улан-Удэ, что стало поводом для недовольства самого экс-премьер министра Дмитрия Медведева. Непонятно, что происходит с Байкальской гаванью, да и вообще с туризмом в целом. Пока мы видим лишь заграничные командировки чиновников большими дружными компаниями то в Южную Корею, то в Германию. Фактически провалена мусорная реформа, банкротство “Экоальянса” лишь дело времени. 

При этом сам Цыденов не привык относится к собственной персоне критично. В честь трехлетия на посту в республиканских изданиях вышли хвалебные статьи, анализирующие его деятельность с довольно забавным оксюмороном - позитивные изменения настолько показательны, что стали незаметными. 

В заслугу Цыденову ставят обновление власти, которая погрязла в интригах и от которой народ устал. От власти были отстранены фигуры, вызывавшие раздражение у населения и бизнеса, зампреды Егоров, Зубарев, Чепик, Носков. Однако, справедливо будет заметить, что на их место пришли не менее раздражающие персоны - Зураев, Цыбикжапов, Цыренов, я уже не говорю о Баире Жамбалове, которого теперь знает вся республика. А ведь не прошло и трех лет. Думаете эти товарищи стали менее интенсивно бороться за власть? Достаточно взглянуть на чехарду министров и их замов. С каким скандалом ушел министр экономики Бардалеев, министр здравоохранения Самбуев, министр природных ресурсов Кантор. И ведь все они не тяжелое наследие Наговицына, о чем так любит говорить Цыденов, это его собственная кадровая политика. Как такое можно ставить себе в заслугу?

Снижение и заморозка тарифов на электроэнергию на 25% для бизнеса и на 8% для населения прекрасно говорит о том, для кого именно все это делалось, кто получил экономию в 2,8 миллиарда. Ну, хорошо, пусть это будет благом, хоть каким-то, ибо больше в экономике хвастаться нечем, даже в этих хвалебных статьях не нашлось ничего существенного. Ибо дальневосточные преференции для бизнеса буксуют, а в ТОР Бурятия трутся какие-то мутные кавказцы с ЯНАО. Средний бизнес стагнирует, а малый просто тихо умирает под шумные цыденовские фанфары. Крупный бизнес - Авиазавод, СУЭК и Хиагда не в счет, они живут и развиваются без участия местных властей, так как интегрированы в государственные холдинги. 

Фанаты Цыденова пишут, что с его приходом в Бурятии восстановилось спокойствие, пришла стабильность. Забавно это слышать после череды протестных митингов в столице, на одном из которых его пороли публично, и после открытого конфликта с лидером бурятских буддистов хамбо ламой Аюшеевым. 

Выборы - главное мерило успеха, успокаивает себя Цыденов на страницах газет. Очевидно он отталкивается от цифр на собственных выборах в 2017 (87%) и на выборах президента России (более 70%). Что ж, победить Багдаева и Дороша весьма ценная заслуга, почти такая же, как разбить картонную кость на глазах у Валентины Матвиенко. Ну, а Путин, что Путин. Несмотря на высокие результаты в 2018-ом, уже через год рейтинг президента упал до рекордных 43%, меньше было только в первый год его президентства. А сейчас он вообще как бы уходит. 

Не желая признавать свои ошибки, Цыденов закатывает дорогостоящие фестивали для чиновников в виде форсайтов, чтобы утопить объективные претензии и проблемы в ворохе утопических идей, фуршетов и селфи. Суперреспублика уже существует, и неважно, что она только в инстаграме. 

 

Евгения Балтатарова, “Республика”