Новое лицо Узбекистана

 

Больше не родина московских гастарбайтеров, но еще не Турция, Тунис или Марокко.

 

Очевидно, что после смерти предыдущего руководителя страны Ислама Каримова, правящего страной без малого 26 лет, Узбекистан находится на пути перемен. В первую очередь страна повернулась к иностранцам, создаются условия для инвесторов и туристов. Еще два года назад поездка в Узбекистан была еще тем приключением, сравнимым разве что с поездкой в Северную Корею. На таможне при въезде и выезде шмонали, искали валюту, культурные ценности, в общем все, за что иностранцу нужно было бы договариваться, чтобы не застрять на родине Тамерлана. В любом городе до туристов могли докопаться полицейские, проверяли паспорта и регистрацию в отеле. Регистрацию сегодня тоже спрашивают, но больше как дань привычке. Все знают, что туристов сегодня можно и нужно любить. Однако, привычка брать бакшиш тоже осталась, несмотря на показательную борьбу с коррупцией, только его теперь не вымогают, а вежливо предлагают на взаимовыгодных условиях или просто обманывают, пользуясь вашей неосведомленностью. Но об этом позже.

Узбекистан прекрасен весной, в другое время года находиться в стране достаточно экстремально, температура летом может доходить до 50 градусов, особенно в Бухаре или Хиве, а зимой и осенью там просто скучно. Для россиян идеально на майские, под наши праздники есть специальные недельные туры. Начинается все, естественно, с Ташкента. Хотя многие иностранцы, которым доступен чартер в Хиву, начинают путешествие с нее и двигаются на восток до Ташкента. Нам из Улан-Удэ было удобнее вылетать в Ташкент через Новосибирск и дальше двигаться на запад.

Симочная мафия

С аэропорта город поражает своей зеленью, яркими красками цветов и улыбчивыми таксистами, которые всплескивают руками и громко причитают “как долго я тебя ждал, сестра/брат!”. Но не ведитесь на это, возьмут с вас они совсем не по-родственному. Лучше заказать Яндекс, он зашел туда совсем недавно, но уже отлично работает. Местные называют его Андекс, а аэропортовые бомбилы проклинают.

В аэропорту вам сразу станет ясно, что вы приехали в восточную страну. Неспешный сервис, плохая навигация, надо много общаться с людьми, чтобы что-то понять. Курс доллара в Узбекистане, а брать туда нужно только наличные баксы, сейчас везде одинаковый, это не Вьетнам, где можно найти повыгоднее. 8400 сум за доллар, везде. Поэтому смело меняйте свою первую сотку в аэропорту. Лучше в специальном банкомате, а не в окошке с девушкой, из-за неспешной работы девушки там скапливается очередь.

Говорят, что основные ошибки турист совершает в первый день. Совершенно верно, это правило лично меня никогда не подводит. В Узбекистане все очень плохо с интернетом, стабильный вайфай только в топовых отелях, кафе и ресторанах. А нам предстояло много ездить по стране. Поэтому мы решили подстраховаться мобильным интернетом. Международный роуминг любой из российских сетей может влететь в копеечку - примерно 300 рублей в сутки с лимитом на трафик. Поэтому мы решили, что купим симки местного оператора. Благо в Узбекистане работает наш Билайн, у него и у других операторов есть специальные тарифы для туристов, как их называют «одноразовые симки», срок годности которых не более месяца.

Но в аэропорту к Билайну не подключали, шустрые узбекские ребята за стойкой помощи туристам подключали к местному оператору UMS. Предложили тариф за 84 тысячи сум (10 долларов) с пакетом интернета в 8 гб и каким-то количеством звонков и смс, что было не так уж и важно. Как потом оказалось, нас нагрели ровно в два раза. Тариф от этого оператора стоит 42 тысячи сум. Выяснилось это случайно, из четырех симок, что мы приобрели в аэропорту, только моя не работала. На второй день в Ташкенте мы поехали в крупный торговый центр и зашли к оператору проверить в чем дело. Выясняли по-восточному громко, размахивая руками и по десять раз задавая одни и те же вопросы. Оказалось, что наши симки зарегистрированы не на нас, действительно, при покупке мы не подписывали никакие договоры, хотя паспорта наши отсканировали. Мы ничего и не подозревали, так как покупали у официального дилера за стойкой,а не в подворотне. Кто знает, какие правила на одноразовые симки у них в стране. Ну и, как я уже сказала выше, мы сильно переплатили.

В общем, вот так случайно из-за одной симки, которую ребята забыли пополнить, накрылась целая симочная мафия. Кто знает какие доходы ребята имели при трафике в аэропорту и стопроцентной накрутке на тариф. Но когда все выяснилось и до мошенников дозвонились, не было ни полиции, ни официального разбирательства. Решили опять же по-восточному, приехал парень из аэропорта и сильно извиняясь, переводя все в плоскость недоразумения, компенсировал нам наше расстройство деньгами. При этом он несколько раз повторил, что туристов в Узбекистане не обманывают!

Особенности национальной торговли

Вообще ценообразование в Узбекистане очень своеобразное. Кроме Ташкента мало где можно увидеть фиксированные цены на товары или услуги. Заходишь в продуктовый магазин, например, в Бухаре, а там ни одного ценника. Молча набираешь, что тебе надо и идешь на кассу, кассир тебе говорит цену, за все. Точно такая же схема в кафе, посчитают на глаз. Причем, если будете рассчитываться раздельно, мужчинам посчитают больше, чем женщинам. Восток - дело тонкое, сопротивляться бесполезно, тем более, что цены в любом случае очень низкие.

В первый же вечер в Ташкенте, мы, одурманенные началом путешествия, рванули по рекомендации Трипэдвайзера в какое-то модное пивное мясное место. 20- минутная поездка вчетвером, из которых трое были весьма крупные товарищи, обошлась нам всего в 10 тысяч сум, примерно 70 рублей. А ценники в модном месте были такие приятные, что мы чуть не прослезились. В Улан-Удэ такой ужин обошелся бы нам в два раза дороже. Плакать от радости нам приходилось потом не раз. Когда обедали в легендарном ташкентском центре плова, когда покупали в Самарканде клубнику и черешню. Думаю, что Узбекистан сегодня одно из немногих мест за рубежом, в которых мы, россияне, можем чувствовать себя обеспеченными людьми и ни в чем себе не отказывать. Эх, где мой Вьетнам 2013?

Узбеки люди простые, хоть и мусульмане, но трепета большого к религии у них нет, ну если сравнивать с более известными мусульманскими странами, например с ОАЭ, Саудовской Аравией и т.д. Более того, в Узбекистане мусульманских святынь много, они древние и очень значимые. Говорят, если был в четырех городах- Самарканде, Бухаре, Навои и Хиве, то совершил малый Хадж. Правда или нет, не знаю. Так вот, в древних вышеупомянутых городах куча древних мечетей и медресе, почти все они используются под торговлю или общепит. На вопрос, а как бы не зазорно ли такое  с точки зрения ислама или с точки зрения сохранения памятников архитектуры, отвечают прямо - нет, не зазорно. Торговцы содержат здания в надлежащем виде, а у государства на это денег нет.

Что можно и нужно привезти из Узбекистана? Ткани, керамику, сухофрукты, орехи. С последними двумя пунктами как повезет, могут изъять в Узбекистане, могут у нас в России. А могут и не изъять. Забавная история получилась у меня с шарфами. История великого шелкового пути не давала покоя. Я обязательно должна была привезти что-то шелковое. Нигде в интернете особо нет информации не эту тему, надеюсь мой опыт кому-нибудь поможет. Натуральный шелк распознать очень непросто. Бойкие торговки в очередном медресе из желтых кирпичей с бирюзой с честными глазами сунут вам тонкий китайский кашемир с полиэстром, который на алиэкспрессе стоит два бакса, как чистый шелк и попросят за это соответствующую цену. Могут сунуть пакистанский кашемир с 30% шелка, а могут такой же, но местный. Методом проб и ошибок мне удалось найти адекватного продавца только в Хиве. Изделие из натурального шелка при его достаточной плотности очень легкое, тонкое,  а нити переливаются. Смотрите на цвета, чем они ярче, тем вероятнее, что перед вами натуральный шелк.

Вообще в покупать что- либо нужно в Хиве, там все дешевле в два раза чем в Бухаре и в четыре, чем в Ташкенте. По крайней мере ткани и керамика. А они того стоят, нежный, струящийся шарф из 100% шелка ручной работы, переливающийся на солнце, или вручную расписанный яркий сервиз будет лучшим напоминанием об Узбекистане. Продавец тканей рассказал мне, что умельцы, которые делают изделия из шелка или керамики живут только в Маргилане, древнем городе мастеров в Ферганской долине на востоке. Не верьте, когда вам в Бухаре говорят, что шарф сделан в Бухаре. Вообще, если я поеду в Узбекистан еще раз, я поеду в Фергану и Маргилан.

Новая Турция?

Все в Узбекистане хорошо, и солнечно и экзотично, единственное - нет моря. Поэтому вряд ли эту страну ждет слава Турции и Марокко. Но определенный спрос на Узбекистан есть у взыскательного туриста, которому уже мало курортного отдыха. Надо понимать, что это не миллионы человек в год. Тем не менее, наследство великих предков кормит жителей Хивы, Бухары и Самарканда.

Пока остальной Узбекистан, увы, живет не очень хорошо. С развалом Советского Союза развалилось и сельское хозяйство, а оно было основой жизни. С тех пор существенной альтернативы сельскому хозяйству не придумали. Средняя заработная плата в стране что-то около ста долларов, много людей занято в торговле, сфере услуг, много бюджетников, чиновников, но основное население все же живет натуральным хозяйством.

В Узбекистане процветает коррупция. Несмотря на показательную борьбу с ней, в аэропорту и в метро мы видели надписи о том, что коррупции надо дать бой, что коррупция опасна, однако в реальности она всех устраивает. Почти везде, где надо платить за вход, можно договориться с охранниками за полцены, но им лично. Причем в особо туристических местах охранники сами к вам подходят с таким предложением, как было в Самарканде. Представляю какой концерт начинается, когда нужно оформить землю или открыть бизнес.

Возможно все  это пережитки еще недавнего прошлого, времен правления Каримова,  и совсем скоро все изменится, а Узбекистан станет такой же спокойной и развивающейся  страной как Грузия. А возможно и нет.

Печать времен

В Узбекистане есть сильный контраст. Стены городов старые, им больше двух тысяч лет, а население молодое, сплошные мальчишки. В Самарканде на главной площади Регистан нам удалось наблюдать лазерное 3D шоу с проекцией на древние мечети. Оно было приурочено к 1 мая, празднику фонтанов. Так вот, было такое ощущение, что весь город оккупировали подростки. Возможно и не подростки, но узбеки в основном не очень крупные  и, видимо, поздно созревают. На площади собралось несколько тысяч человек, все возбужденные, глаза горят, руки машут. На туристов смотрят с интересом, особенно на женщин. И когда их много, они совсем не стесняются, взгляды довольно дерзкие и пристальные. Фотографируют на телефон, показывают пальцем, громко смеются. Было немного неуютно, особенно, когда начали расходиться после шоу, было видно, что дети хотят продолжения, не знаю, станцевать, подраться или…, ну в общем нужен выход молодой энергии. Расходились большими реками, от которых откалывались ручейки человек по 20-30, они пели, хлопали, читали речевки, а машины сигналили. Интересный получился вечер, мы долго не могли поймать такси, уезжали частями. Водитель почему-то сказал, что долго жил в Москве, когда узнал, что мы из России, наверное для них в России есть только столица.

Забавно, что по приезду в Москву мне было очень уютно, вокруг все те же узбеки. В такси, в кафе, в деливери клаб. Однако, я думаю, что с развитием экономики все больше молодых людей будет оставаться на родине. Но при этом Узбекистану нужны высококвалифицированные кадры, инженеры для автомобильных заводов, врачи для новых медицинских центров, ученые для исследовательских центров и т.д.

Узбеки большие патриоты. Они верят в то, что их страну ждет большое будущее, ведь в прошлом тоже все было. И величие и завоевания. Хозяева Центральной Азии уверены, что еще не раз заставят мир восхититься.

 

Евгения Балтатарова «Республика»