Улан-удэнки добиваются путевок в детские сады для своих детей

 

Ситуация с длинными очередями в детские сады, непрозрачной системой распределения путевок, напрашивающийся коррупционный фактор, а также преуменьшение и даже игнорирование масштабов проблемы со стороны бурятских властей заставляют родителей улан-удэнских дошкольников идти на самые решительные меры.  

 

В начале месяца отчаявшиеся родительницы вместе со своими чадами устроили флешмоб на площади Советов под лозунгом «Хочу в сад 03» а сейчас готовятся в митингу, который должен состояться 5 августа в парке «Юбилейный».  Помимо этого, инициативные мамы активно пишут письма во всевозможные инстанции, записываются на приемы к власть имущим, обращаются в суды, одновременно ведя информационно-агитационную деятельность, снимая социальные ролики и привлекая СМИ.  

- В прошлом году мы писали коллективное письмо президенту Владимиру Путину, по результатам которого были выделены субсидии для тех, кто будет ходить в частные сады, - рассказывает молодая мама двоих детей Татьяна Тютрина. 

В общей сложности на эти средства выделены 38 млрд. рублей и рассчитаны на 1000 с лишним детей. Однако воспользовались помощью чуть больше 250 человек. Дело в том, что деньги выделяются только в том случае, если ребенок посещает частный детский сад, а его родители отказываются от претензий на муниципальный, выйдя из общей очереди.   

- В этом году обращались на Прямую линию, заваливали сообщениями, всячески привлекали внимание к проблеме. Правозащитник Николай Будуев поспособствовал в организации круглого стола в Хурале, чтобы донести наши предложения на более высоком уровне.  

Согласно озвученной Алексеем Цыденовым информации, сады планируют строить до 2025 года, а места трехлеткам и старше нужны уже сегодня. Одно из основных требований родителей к властям - уравнять  цены в частных и муниципальных садах. Как уверяют чиновники, родители стремятся отдавать своих детей в муниципальные учреждения, так как считают, что там уровень качества выше, чем в частных. 

Родители отвечают, что дело не в качестве, в средствах. Мамы бы отдали своих детей в частный сад, если бы не ежемесячная плата, которая к тому же постоянно растет, даже с учетом субсидирования. Сейчас, как рассказывают родительницы,  с 1 сентября повысится оплата на 3-5 тыс. рублей. Если до повышения, допустим, платили  10 тыс. рублей, и компенсировали половину, то сейчас добавят еще на 5 тыс. Смысла выходить из очереди и вовсе не будет, при ценнике то в 10 тысяч.  

- Просили об этом, два кабинета прошли, министерство образования - за, Алексей Цыденов пока молчит, Хурал тоже. В общем, неизвестно, пройдет ли наша «уравниловка» или нет. Сессия Народного Хурала состоится в сентябре. Не факт, что они проработают наше предложение. 

Другая проблема заключается в том, что очереди в детский сад не прозрачные, что создает условия для коррупционного фактора. Родители, у которых есть средства, просто покупают путевки за 50-100 тыс. рублей в зависимости от сада, и тем самым, отодвигают остальных в списке.  

- Мы хотим добиться того, чтобы республиканская система распределения путевок была заменена на более удобную и прозрачную.  Из Москвы приезжала недавно проверка и выявила в системе вроде бы большие нарушения. Нам сообщили, что будут изменения, но на самом деле все оставили практически на том же уровне, как и было.  

Следствием дефицита мест стала ситуация, когда в детских садах одна группа порой составляет по 40-50 детей. Такие группы должны быть расформированы, а для этого необходимо финансирование на строительство большего количества садов.  

Как рассказала Татьяна, подача заявления на митинг не обошлась без приключений.  В Управлении общественной безопасности Администрации Улан-Удэ сначала вообще не хотели принимать якобы из-за бюрократических проволочек, требуя непосредственного согласования с дирекцией парков и сооружений. Но в итоге, благодаря грамотным действиям юриста Виталия Хонихоева и самих мам, разрешение получить удалось. 

Параллельно с этим инициативная группа пишет письма всем, кому это возможно. 

- Сейчас опять пишем Голкову. К мэру записались на прием. К Вежевич записались, к Быковой. На одной из таких встреч представитель комитета образования Любовь Цепкова предложила нам самим среди знакомых искать желающих и открывать семейную группу. На резонный вопрос «А разве это не ваша компетенция?», прозвучал ответ – «У меня своей работы хватает». Как будто мы сидим, сложа руки, и ничего не делаем, - возмущается Татьяна. – К главе записались на прием, отправили письмо с нашими предложениями, но, к сожалению, он его спустил на Минобразования, а туда мы и так записаны на 30 августа. Но все равно пытаемся попасть к нему лично всяческими способами. 

Все походы по ведомствам и министерствам, свои шаги и действия девушки документируют и выкладывают в виде отчетов и видео в группе в контакте. Там же происходит большая часть координации.  

- Сейчас нужна помощь в агитации, чтобы больше народу распространяло эту информацию. Самое главное – шуметь и всячески привлекать внимание, чтобы в Хурале наше предложение об «уравниловке» не было спущено на тормоза. 

В активном процессе и подача заявлений суд от тех родителей, чьи дети старше 3 лет не получили путевки в детский сад после майских распределений этого года. На данный момент в первую группу или «волну» заявителей попали 45 человек, а таких набирается уже 4, дальше будет только больше. Первой группе в коллективном иске отказали, они подают второй. На прошлой неделе ставили подписи, пригласили представителей СМИ освещать событие. Сдаваться никто не собирается. У самой Татьяны двое детей, старшей дочери 4 с половиной года. Путевку в сад она получила только сейчас, в мае, а вот младшему не досталось. 

- Когда ему три года исполнится,  я тоже пойду в суд. Если ничего не делают, то будем в судебном порядке решать.  

Только так. Ждать и надеяться очередного распределения нет смысла. У ребятишек, которые уже исполнилось 3 года, шансы попасть в детский сад уменьшаются с каждым днем. В связи с этим, мамы считают, что необходим пересмотр самой структуры набора детей: они предлагают приостановить набор ясельных групп до того момента, пока не будет устранена очередь для детей старше 3 лет. Именно для указанного возраста ситуация критичная: шансы попасть в дошкольное образовательное учреждение снижаются с каждым днем.  

Согласно нормам Санпина по квадратуре, на ясельника нужно 2,5 кв.м, на более старшего детсадовца – 2 кв. м. Это означает, что переустройство ясельного помещения для дошкольников средней и старшей группы позволит принять большее количество детей. 

Еще одна инициативная мама Антонина Кирюхина рассказала о безобразной работе системы распределения путевок. 

- Стоим в льготной очереди, замерли на позиции 326, до этого были 1320-ми. Если учитывать, что комитет по образованию озвучил перед распределением, что будет выделено 4200 мест, и что эти места будут поделены в равной степени между общей и льготной очередью, то соответственно, у меня была надежда, что мы все-таки попадем. Но 1 июня они все рухнули. Мне в сентябре уже нужно выходить на работу, а частный сад – это не вариант. Да и вообще, почему я должна платить такие деньжищи, если доступное дошкольное образование гарантировано нам по закону? 

Как еще раз подчеркнула девушка, очередь непрозрачна. Невозможно отследить, какое количество детей реально было зачислено 1 июня.  

- У кого-то была общая очередь, и он был 5000-ным. 2015-й год рождения, как и у нас, но они в детский сад попадают. В комитете говорят, что здесь зависит от того, в  какой сад вы стоите и от возраста. Во-вторых, они говорят, что при постановке на учет надо было указывать, что вам нужна ясельная группа. Хорошо, а где мне сказали, что я должна это указывать?, - возмущается Антонина. - Когда вставала на учет у заведующей детского сада, никто у меня не спрашивал про желательную дату зачисления, нужны ли нам ясли или нет. И самое главное, дети, рожденные с июня по декабрь, вообще как бы выпадают. В этом году не взяли трехлеток, и на будущий год опять не возьмут, потому что они уже старше, а приоритет будет на трехлетних.  

Начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования и науки Бурятии Татьяна Елистратова недавно подтвердила опасения о некорректной работе Системы распределения. То, о чем неоднократно жаловались сами родители - проблема хаотичного смещения мест в очереди после «сбоев», которых в одном июле было уже 3. К слову, на все случаи «сбоев» и откатов мест в очереди у мам есть доказательства в виде скриншотов.  

Как уже было сказано, родителей заверили, что многие проблемы будут исправлены, а сама система координально переработана. Но верить всем этим словам никто не спешит: вместо этого мамы требуют включить в тестирование новой системы распределения фокус-группу из числа заинтересованных граждан, т.е. самих родителей. Также необходимо организовать систему оповещений для тех, которые уже получили путевки. Это позволит уменьшить количество людей, кто, имея путевку в детский сад, по каким-то причинам в ней не нуждается, но столь необходимое место все равно удерживает. 

А для того, чтобы лучше кооперировать совместные действия, родители решили создать НКО и назвали его «Родительский комитет». Именно в такой форме удобнее и легче коллективно подавать иски, записываться на приемы и защищать права родителей и детей. 

Как рассказали Татьяна и Антонина, в разговорах с чиновниками, последние каждый раз предлагают, по сути, одно и тоже: либо самим идти работать воспитателями, либо организовывать семейные группы, при чем все издержки по ее организации и регистрации родители должны оплачивать из своего кармана. Главная загвоздка в том, что такую форму домашнего детского сада подвергают очень строгим проверкам и требованиям. Так, для ее создания нужно договориться о прикреплении к муниципальному саду, на что идут не каждые учреждения. Маме, решившей стать воспитателем, необходимо педагогическое дошкольное образование, обучение по санминимуму, все за свой счет. Дом, естественно, должен соответствовать всем указанным нормам. 

К тому же желанием отдавать своего ребенка в семейную группу горит далеко не каждый родитель. Все-таки привычный детский сад более отработанная структура, с регулярными проверками и надзорными органами. Рисковать в деле, касающемся своего ребенка, никто не хочет. 

А что касается другого предложения, то, как показывает практика, сейчас  в муниципальные детские сады уборщицей или нянечкой даже не устроиться. Мест нет, хотя по наблюдениям родителей, дефицит кадров и их ротация в садиках всегда очень высокая. 

За то время, пока дети не посещают детский сад, они заметно теряют в социальной адаптации, признаются женщины. Сами мамы не могут выйти на работу, а единственными кормильцами остаются мужья, что сильно сказывается на семейном бюджете и качестве жизни.  

На сегодняшний день в Бурятии в очереди в детские сады стоят 26 тысяч детей, из них 19 тысяч — в Улан-Удэ. Для ликвидации очереди нужно построить 43 детских сада, что обойдется в 10 миллиардов рублей.  

Стимулирование рождаемости в нашей стране путем субсидий и выплат за рождение детей и при этом недостаточная работа по созданию всех необходимых условий, обернулось проблемой, которая в Улан-Удэ рискует достичь масштабов социальной катастрофы. Отсутствие достаточного количества детских садов – следствие недальновидной работы власти, которая в условиях отрицательного прироста массово отдавало здания дошкольных образовательных учреждений под нужды других ведомств, не осознавая, к каким последствиям это приведет. От недальновидности и переполненность общеобразовательных учреждений, не рассчитанных на увеличившийся поток школьников, вынужденных учиться в три смены. Все эти проблемы наиболее ярко себя проявляют именно в столице Бурятии.

Показатель силы государства в том, как он справляется с запросами своих же собственных граждан, особенно самых незащищенных слоев населения. Сейчас же приходится сталкиваться с тем, что молодые семьи, вместо того чтобы спокойно жить, работать и воспитывать детей, остаются годами зависимыми от номера системы, которая, к тому же, постоянно сбоит. В этой ситуации они остаются наедине со своими проблемами, и лишь широкое общественное обсуждение, которого добивается НКО «Родительский комитет», способно совершить сдвиг в этой неповоротливой бюрократической машине. 

 

Антон Иршутов, «Республика»