Восстанавливая память о культурном наследии Бурятии

 
Известная балерина, народная артистка Бурятии Лия Балданова делает уникальный телевизионный проект об эпохальных культурных событиях в бурятской культуре и о легендарных деятелях.

 

В эфир телеканала БГТРК уже вышли четыре передачи из девяти цикла «Культурное наследие Бурятии», они посвящены первой и второй декадам культуры Бурятии в Москве 1940- го и 1959- го годов, известнейшему бурятскому поэту, многие стихи которого стали любимыми песнями, Даши Дамбаеву и культовому режиссеру Барасу Халзанову.

В цикле использованы редчайшие архивные документы, фотографии и кинохроники, к которым никто не притрагивался в течение десятилетий. Лия Балданова, как автор проекта, лично провела множество часов в театральном музее имени Бахрушина, где сохранились даже старые оригинальные афиши, почти истлевшие от времени.

- Меня давно не оставляло чувство несправедливости, что многое в истории нашей культуры, многие великие люди практически забыты. Их упоминают мельком, когда идет премьера того или иного спектакля или фестиваля, но особого внимания не уделяют. А ведь это целый историко- культурный пласт, который сегодня влияет на нашу жизнь, без них все было бы по- другому, - говорит Лия.

Известной балерине удалось выиграть грант от правительства Бурятии на этот проект и она сразу же отправилась в Москву, с которой все и началось.

Судьбоносные декады

Первая декада культуры Бурятии в Москве в 1940 году была личной инициативой Сталина, который с особенной теплотой относился к Бурятии. Однажды, еще будучи молодым революционером,  Иосиф Джугашвили бежал из ссылки в Приангарье, по пути к железной дороге его замерзшего приютила бурятская семья. Став отцом народов, Сталин много внимания уделял культуре, и первыми в Москву показывать свои достижения поехали именно буряты. До этого была проведена колоссальная работа, лучшие режиссеры, балетмейстеры, художественные руководители страны работали над созданием этой самой культуры. Ездили по деревням, отсматривали тысячи людей, выбирали самых талантливых. В итоге родилось несколько произведений, таких как опера «Энхэ- Булат батор», пьесы «Баир» «Эржен»,  появился целый оркестр бурятских народных инструментов, легендарный театр танца и песни «Байкал», которые мы считаем основой нашей самобытности и культуры.

Ко второй декаде спустя 19 лет Бурятия представляла совершенно новый уровень. Это было сформировавшееся зрелое искусство. Как пишет газета «Буряад Унэн», между декадами выросло целое поколение замечательных певцов, музы­кантов, актеров, художников, получивших профессиональ­ное образование в лучших вузах страны. Это Гомбожап Цыдынжапов, Чойжинима Генинов, Найдан Гендунова, Лхасаран Линховоин, Лариса Сахьянова, Надежда Петрова, Мария Степанова, Клавдия Языкова-Гомбоева - выпуск­ники Ленинградской консер­ватории и хореографического училища. Для подготовки второй де­кады пригласили выдающе­гося хореографа Игоря Мои­сеева, который работал над постановкой двух адажио в «Красавице Ангаре». А «По­ловецкие пляски» для оперы «Князь Игорь» в редакции Ми­хаила Фокина поставил зна­менитый танцовщик Мариин­ского театра Роберт Гербек. К открытию второй де­кады бурятского искусства в Москве показали фильмы «Песня табунщика» и «Пора таежного подснежника». Поз­же они вошли в сокровищни­цу бурятского кино. А актер из фильма «Песня табунщи­ка» Владимир Манкетов стал любимцем кинозрителей.

Все эти события отражены в фильмах Лии Балдановой с трепетной скурпулезностью, со свидетельствами современников, редкими фотографиями и кинохрониками. Будучи ученицей Ларисы Сахьяновой, балерина и начинающий режиссер особое место в своем проекте отвела любимому педагогу. В этом году Ларисе Петровне исполнилось бы 80 лет, как раз в эти дни октября в Бурятии проходит юбилейный фестиваль ее имени.

Душа Бурятии Даши Дамбаев

Поэт Даши Дамбаев является автором стихов к более чем 50 песням, ставших поистине народными — «Сэлэнгэ», «Туруушын дуран», «Замай дуун» и многие другие.

«Даши Дамбаев родился и вырос в Селенгинском аймаке, среди степей, дымчато-синих летними вечерами, ослепительно белых зимой. Красавица Селенга голубой лентой пересекает здесь древнюю землю. Думая о родных местах, поэт однажды написал стихотворение «Селенга», а его друг, молодой композитор Базыр Цырендашиев написал музыку к нему…песню «Селенга» после первого же исполнения по радио подхватил и запел весь народ» (Н.Дамдинов, предисловие к книге Даши Дамбаева «Тетива»).

Как говорится на сайте, посвященном Даши Дамбаеву, впоследствии содружество поэта-песенника и известного композитора дало еще ряд прекрасных песен, полюбившихся многим. Только в фондах республиканского радио хранится несколько десятков песен на стихи поэта, среди которых: гимн города Улан-Удэ «Улан-Удэ», «Согто-Хангил», «Моя Бурятия», «Песня дружбы», «Первая любовь», «Весенняя лирическая», «Тебе, милая», «Дорожная песня», «Я приглашая вас…», «Ты только одна…» и т.д.

Судьба, как горький можжевельник

Создатель тонких фильмов о судьбах простых людей, любви, самопожертвовании выдающийся кинорежиссер, поэт и сценарист Барас Халзанов также удостоился отдельной передачи в цикле «Культурное наследие Бурятии».

Родом Барас Цыреторович, как и Лия Балданова, из Селенгинского района. Учился в Жаргалантуйской начальной, Загустайской средней школах, в Бурятском государственном педагогическом институте им. Д. Банзарова. После второго курса института уехал в Москву, мечтая стать кинорежиссером. После службы в Морфлоте на Тихом океане, поступил на факультет кинорежиссуры Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).

В качестве дипломной работы снял  по своему сценарию короткометражную художественную ленту «Белая лошадь», снятую на его родине с участием актеров Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева. После окончания института Барас Халзанов работал в Свердловской киностудии. Фильмография режиссера насчитывает десятки художественных и документальных фильмов — «Последний угон», «Кочующий фронт», «Открытие», «Горький можжевельник», «В ночь лунного затмения», «Нет чужой земли», документальная лента «Батожабай» и др. Жизнь поэта, режиссёра Халзанова оборвалась в 1993 г. после натурных съемок фильма «Сон в начале тумана» на Чукотке.

 

Евгения Балтатарова, «Республика»