История одной мелкой взятки с большими последствиями

 

Коррупция в маршрутном бизнесе Улан-Удэ цветет буйным цветом. За мелкими клерками из мэрии города охотятся бравые сотрудники ФСБ. Казалось бы, вот он порядок, и справедливость вот вот восторжествует. Однако, на выходе получается что-то весьма странное и скомканное.

 

Весной 2018 года сотрудники ФСБ выявили факт вымогательства взятки работником мэрии Улан-Удэ Андреем Паньковым у маршрута номер 44. Сумма взятки, если учитывать размах коррупции в перевозках, смешная - всего 6 тысяч рублей. Однако уголовное дело из обыденного кейса, за который толком-то и посадить не могут, превратилось в целую детективную историю.

Обстоятельства появления взятки были достаточно обычные. Совместный рейд нескольких структур - Байкальского межрегионального управления автодорожного надзора (МУГАДН), ГИБДД и комитета по транспорту администрации города. К слову, такие рейды проходят практически каждый день. Наш главный герой Андрей Паньков, стало быть, представлял мэрию. В тот майский день 2018 года были обнаружены незначительные нарушения у двух водителей 44 маршрута. Составлен протокол. Судя по всему в тот же день Паньков связался с руководителем маршрута Ольгой Барсовой, с которой он был знаком, припугнул большим штрафом вплоть до 100 тысяч рублей и предложил решить вопрос с инспекторами за небольшую сумму - 6 тысяч рублей. Ольга Барсова сообщила об этом водителям, совершившим нарушения, и сказала закинуть деньги ей карту, которые она потом собиралась передать Панькову в машине. Встреча состоялась, Панькову было предложено взять деньги в бардачке, что он и сделал. Полученные деньги Паньков разделил на две равные части по три тысячи рублей, одну оставил себе, вторую решил отдать инспектору МУГАДН Алдару Доржиеву, который также присутствовал в рейде и, видимо, как -то мог помочь уладить дело.  После передачи денег Доржиеву Панькова арестовали сотрудники УБЭП МВД.

На этом обыденности заканчиваются. Любопытно, что данный арест стал возможен благодаря оперативной разработке ФСБ, в которой находились и Паньков и Барсова. Оперативная разработка означает либо прослушку, либо, что бывает реже, слежку. Как рядовой сотрудник мэрии и наемный директор в коммерческой фирме удостоились такой чести непонятно. Однако, не надо забывать, что Андрей Паньков являлся непосредственным подчиненным небезызвестного прожигателя жизни, заядлого путешественника и любителя дорогих автомобилей руководителя комитета по транспорту и предпринимательскому рынку Улан-Удэ Юрия Ткачева. Возможно после многочисленных публикаций и слухов, указывающих на не совсем честную жизнь муниципального служащего и его окружения, за него взялись всерьез?

Мы наверное уже об этом не узнаем, так как силовики обнаружили себя слишком рано и по слишком незначительному поводу - взятке в 6 тысяч рублей. Хотя, по нашим данным, размер черного нала, собираемый с работяг маршрутчиков в пользу чиновников администрации города может достигать десятков миллионов рублей в год.

Более того, и Панькову и тем более Ткачеву этот эпизод со взяткой никак не повредил. Паньков свою вину полностью признал и раскаялся. Суд был мягок и к нему и к госпоже Барсовой. Можно считать отделались испугом и забыли. А все потому, что в деле появился так называемый стрелочник - старший инспектор МУГАДН Матвей Ушаков, которому просто не повезло оказаться в одном рейде с вышеуказанными людьми. Спустя некоторое время после ареста Паньков и каким-то немыслимым образом проходящий по делу как свидетель Доржиев изменили свои первоначальные показания и придумали историю про то, что деньги предназначались для Ушакова, просто передать не успели. То есть начали активно сотрудничать со следствиям, предлагая «рыбку покрупнее» вместо себя.   

По сути,  основываясь только на этих показаниях, следствие сперва сочло Ушакова подозреваемым, а потом и основным обвиняемым по делу. Уже больше года Матвей Ушаков пытается отстоять свое честное имя и репутацию, а тем временем странностей в деле становится все больше. Теряются важные улики, увольняются следователи, подделываются подписи. У Матвея Ушакова в базах МВД появляется судимость по делу, которое еще не завершено. Следствие и суд первой инстанции длятся аномально долго для мелкой взятки и только благодаря упорству Ушакова, который вместе с адвокатом не устает подавать новые ходатайства и пытаться приобщать к делу новые материалы, независимые экспертизы, показания свидетелей и т.д. Такое упорство говорит в пользу инспектора, которого изо всех сил, возможно преступая законы, пытаются сделать крайним. Безо всякой видимой на то причины. Сумма взятки смехотворна, Ушаков не занимает большую должность, он не министр и даже не замминистра. И все-таки в процессе применяются настолько запрещенные приемы, что трудно не заподозрить чью-то волю.

Похоже, что кто-то заварил кашу, а съесть ее кому-то надо. Но, что могло повлиять на настрой силовиков, что они решили слить перспективное в общем-то расследование? Не заступничество ли Александра Голкова, который в прошлом году еще был всесильным мэром и не гнушался решением проблем своего любимца Юрия Ткачева? Не стоит забывать, что Ткачев удивительным образом устоял и после позорной отставки Голкова. Возможно, теперь он любимец нового руководителя города Игоря Шутенкова, которому прочат победу на сентябрьских выборах мэра Улан-Удэ?


 

Евгения Балтатарова, «Республика»