Ступор технократа

 

Почему глава Алексей Цыденов в тяжелых репутационных ситуациях теряет дар речи?

 

Первые два года на посту главы Бурятии ввели Алексея Цыденова в заблуждение. То были два победоносных года, собственные выборы с небывалым рейтингом, выборы Путина с каким надо рейтингом, выборы в Народный Хурал с оптимальным результатом. Угодливые чиновники всех мастей хором пели оды новому главе, расхваливая его и преувеличивая народную любовь к оному. Наверное, с каждой победой жизнь в республике стала казаться Цыденову все более похожей на легкую прогулку в безоблачный день. Однако, кредит, выданный лично Цыденову, как первому главе региона буряту в современной истории России, быстро закончился, размазанный тонким слоем буквально на все.

Первым тяжелым ударом стали выборы мэра Улан-Удэ в прошлом году. Уверившись в собственной непоколебимости как гаранта политической стабильности в регионе, Цыденов начал наглеть и заигрывать с чувствами населения. В итоге на пост мэра был буквально втянут за уши серый чиновник правительства Игорь Шутенков, ранее в публичной политике не замеченный и не участвовавший в своей жизни ни в одних выборах. После скандальной кампании в городе случился маленький майдан, результаты которого видела уже вся страна. На Цыденова обрушилась волна негодования. Он же был в шоке, подавлен и растерян. Его команда, привыкшая выезжать на персональной ответственности Цыденова, была в шоке неменьшем, но успела насоветовать глупостей. Так, сперва Цыденов на прямое предложение выйти к протестующим, просто заперся в кабинете и не вышел. Потом вообще уехал из республики на инвестиционный туристический форум, если мне не изменяет память. Потом заснял обращение в котором похвалил действия ОМОНа. Ошибка громоздилась на ошибку, стирая остатки уважения к Цыденову, которого буряты еще совсем недавно просто обожали. Последней каплей должен был стать митинг КПРФ, на который Цыденов изначально не собирался идти. Однако, в последний момент, не без совета со стороны, он все же пришел и стойко выдержал народное осуждение. Только это спасло репутацию Цыденова от окончательного краха. Но ту слабину, ту нерешительность и ступор еще вчера уверенного в себе лидера запомнили многие. 

История повторилась после гибели 17-летней студентки Гали Бурчевской в первые дни нового 2020-го года. Напомню, что девушку на огромной скорости сбила машина, которой по одной из версий управлял друг второго лица в республике Баира Жамбалова Галуст Пилосян, по другой сам Баир Жамбалов. Машина принадлежит дяде Баира Жамбалова Юрию Жалсанову, но сам Жамбалов не отрицает, что пользуется ею, хотя об этом ничего не сказано в его декларации о собственности и доходах. После наезда на девушку, машина скрылась с места ДТП.  Скандал, несмотря на праздники и расслабленное настроение, вызвал эффект взорвавшейся бомбы. В первую очередь из-за неприкрытых попыток власти выгородить Жамбалова и повлиять на следствие. Путем огромных усилий семьи Гали Бурчевской, земляков- батуринцев, друзей девочки, журналистов, общественников, просто неравнодушных граждан дело удалось вывести на федеральный уровень. Сейчас оно находится на личном контроле главы СКР Бастрыкина. Существует все еще небольшая, но надежда на справедливое следствие. 

Жамбалов при этом не просто второе лицо в республике, это личная креатура Цыденова, правая рука и близкий друг, как и Шутенков. Цыденову следовало в первую очередь добиваться беспристрастного расследования, выступить с обращением, принести соболезнования. Однако, до сих пор, а ведь прошла неделя, Цыденов не проронил ни слова.  Как говорят источники, близкие к Цыденову, глава ограничился разговором с самим Жамбаловым и руководителем бурятского СК Сухоруковым. Сухоруков, якобы, заверил, что Жамбалов чист с вероятностью 95%. Этого было достаточно, чтобы безоговорочно поверить в версию его невиновности. Но защищать публично Цыденов не стал. Это сделали проправительственные телеграм каналы и сми. Тон этих самых каналов и сми резко сменился после того, как в сети поползли слухи о виновности Жамбалова, якобы, в ходе следствия вскрылись новые обстоятельства. Вскоре Жамбалова откровенно начали сливать свои же, еще вчера вопившие о несправедливости по отношению к чиновнику. Мол, такой сякой, ржавый Баир обманул главу. Сам же глава опять молчит. Даже его пресс- секретарь Алексей Фишев только единожды сухим канцелярским голосом сообщил на камеру о том, что глава рекомендовал Жамбалову приостановить свои полномочия в Единой России до окончания следствия. Позже со слов Жамбалова выяснится, что никто ничего ему не предлагал, он решился на это сам. 

Ступор Цыденова явно затянулся. Такое ощущение, что он ничего не контролирует, боиться сделать неверный шаг, ошибиться, как сапер на минном поле. Что это? Неужели технократ Цыденов хорош только в менеджменте федеральных денег и более ни в чем другом? Где тот уверенный хозяин Бурятии, который завоевал сердца жителей республики в 2017-ом? Цыденову слишком трудно признать, что члены его команды, ближайшие соратники - коррупционеры, лжецы и возможно убийцы?

Я думаю, Цыденов серьезно озадачился в тот момент, когда понял, что работа в Бурятии больше никогда не будет напоминать легкую прогулку, но станет тяжелым путем унижений, ненависти и безвыходных ситуаций, которые он не сможет решить даже при огромном желании. Что ж. Это политика. И каждому зеленому технократу, играющему в политику, придется либо взять себя в руки и научиться быть настоящим политиком, либо затаиться навсегда в ожидании очередного теплого места, потеряв всякое уважение в народе. 

 

 

Евгения Балтатарова, «Республика».

Фото Анна Огородник.