Бурятия этим летом может остаться без знаменитых хурамшинских огурцов

 
Из-за реконструкции дундаевской оросительной системы в Иволгинском районе горожане скорее всего не увидят на прилавках Улан-Удэ знаменитые огурцы из Хурамши, а сами жители села останутся без урожая и без дохода, который в большинстве семей является единственным. 

 

Иволгинский район давно известен как один из лидеров овощеводства Бурятии. Немаловажный вклад в это вносят известные на всю республику хурамшинские огурцы. «Бренд» хурамшинских огурцов судьба периодически испытывает на прочность. Это, например, проблемы сбыта, когда стоимость аренды торговых площадок в Улан-Удэ слишком высокая. Или давление со стороны перекупщиков саботирующих работу торговцев. Зачастую приходится сталкиваться с недобросовестными конкурентами, реализующих свою продукцию под видом хурамшинских огурцов. Доставляли проблем и отдыхающие на Гильбиринском водохранилище, игнорирующие запреты на купание и иногда становящиеся причиной пожаров.

Однако, этим летом республика может остаться и вовсе без знаменитых огурцов, а также других культур выращиваемых в Хурамше. Как рассказали местные жители, их отрезали от воды, которая поступала от дундаевской оросительной системы, заложенной еще в 19 веке. Водой мелкие фермеры пользовались бесплатно, так как она всегда была в открытом доступе и наличии. Именно оросительная система и наличие бесплатной воды стали фактором роста сельского хозяйства в селе и знаменитого в Бурятии огуречного бренда. Теперь текущий сельскохозяйственный сезон находится под угрозой. Виной тому, как ни странно, попытка государства улучшить условия для фермеров. В один прекрасный день в селе появились рабочие и строительная техника, которая перекрыла подачу воды в старые каналы. На вопросы местных жителей рабочие отвечали просто - воды не будет. При отсутствии внятной информации среди населения улуса началась паника, ведь сельское хозяйство летом это основной и для многих единственный способ заработка. За счет собранного и реализованного урожая в сезон им удается прожить весь остальной год. А теперь они остаются в прямом смысле без средств к существованию.

Как оказалось, работы проводит Бурятмелиоводхоз в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». Среди перечня мероприятий программы числится реконструкция дундаевской оросительной системы и мелиорируемых земель отдельно расположенного ГТС Гильбиринского водохранилища на площади 364 га, в том числе проектные и изыскательские работы, чего не было почти полсотни лет. В первую очередь это делается в интересах крупных сельхозпроизводителей района. 

Несмотря на то, что оросительная система реконструируется в основном для поддержки пары крупных фермеров, давно работающих в районе, о частниках никто не забыл.  В этом хурамшинцев заверил директор Бурятмелиоводхоза Виталий Калашников. В Иволгинском районе и конкретно в селе Хурамша перед началом проекта проводились общественные слушания. На них населению предлагалось заключить договора на водоснабжение, инженерные планы составлялись с учетом пожеланий местных жителей, до населения информация о предстоящих работах доводилась. Но,  либо она доводилась невнятно, либо частники понадеялись на авось.

Конец работ запланирован на сентябрь, в данный момент Бурятмеливодхоз подгоняет подрядчика с запуском первой части оросительной системы и тестовые запуски уже периодически проводятся. Ожидается что регулярное водоснабжение в Хурамше состоится в середине июня. В связи с чем владельцев частных хозяйств просят все-таки заключить договора на водоснабжение для овощных хозяйств, чего они пока не торопятся делать, так как привыкли получать воду бесплатно и считают это лишь одним из способов отъема денег у мелких производителей. Хотя стоимость воды не так уж и высока - порядка 2-3 тысяч за гектар в год. Пока же идут работы, местные жители в разы сократили посевные площади. Как делится местная жительница – если раньше она засевала 40 соток картофеля, благодаря которой ей удавалось собрать детей к школе, то нынче пришлось ужаться до 6, кому то и еще меньше.

 

Алексей Доржиев, «Республика»