В Улан-Удэ произошла незаметная приватизация трамваев

 

В трамвайных перевозках столицы появилась подозрительная частная фирма-прокладка, в которую уходят миллионы рублей безналичной выручки трамвайного депо.

 

Безналичный прорыв

С апреля прошлого года мэрия Улан-Удэ громогласно объявила об инновационном нововведении в городском трамвае - безналичной оплате через специальные устройства валидаторы. По заверениям чиновником мэрии, в этом плане Улан-Удэ стал первым городом Сибири. Проект должен был не только упростить процедуру покупки билета в трамвае, но и усилить контроль за пассажиропотоком, сделать ситуацию в муниципальном транспорте прозрачной.

- Это тот способ, когда можно перейти от наличных платежей к безналичным, и контролировать пассажиропоток. И постепенно уходить от черных схем, которые иногда действуют на пассажирском транспорте, в особенности на автобусных перевозках, - говорил тогда мэр города Улан-Удэ Александр Голков в интервью «Байкал Дейли».

Однако, в первое время валидаторы работали плохо, ломались, были случаи, когда операции не проходили. Но в конце концов, как отчитывалась мэрия спустя полгода, безналичной оплатой пользовалось уже около тысячи пассажиров в день.

А в сентябре этого года мэрия отчиталась о том, что теперь оплатить картой можно не только через валидаторы, которыми оснащены все трамвайные вагоны, но и через портативные терминалы у кондукторов. Эти терминалы МУП «Управление трамвая» получил бесплатно от Сбербанка.

Специально для стимуляции населения была объявлена трехдневная акция - проезд по карте всего за один рубль. При этом, для чего нужны переносные терминалы при наличии валидаторов, населению как-то не разъяснили. Тем не менее, чисто визуально, картами в трамвае стали расплачиваться гораздо чаще.

Кому платим?

Многие заметили, что, несмотря на то, что в чеке при безналичной покупке через терминал указано, что услугу оказывает “МУП Управления трамвая”, смс от банка говорит, что деньги ушли совсем другой фирме, а именно ООО «Билет Авто». При этом деньги, внесенные через стационарный валидатор, по-прежнему направляются на счета МУПа.

Что же такое ООО Билет Авто и почему оно собирает деньги в трамвае? Совпадение или нет, но компания, судя по выписке из ЕГРЮЛ, появилась как раз в сентябре этого года. Учредитель Евгения Капорская,  директор Евгения Толмачева. Госпожа Капорская является также директором компании «Антариз». Если о компании «Билет авто» известно немного, то «Антариз» в Улан-Удэ фирма известная. Внедряет новые технологии в городской транспорт, участвует в стартап конкурсах, получает большие контракты от государства.

Евгения Капорская в прошлом году  давала большое интервью «Информ Полису», как руководитель «крупнейшего в Сибири и на Дальнем Востоке оператора навигационной деятельности». «Антариз» внедряет системы GPS и ГЛОНАСС. В интервью Капорская рассказала о  том, как строилась их компания, в частности она упомянула, что приобрести собственные помещения им помогли займы от фонда развития малого и среднего предпринимательства Улан-Удэ, то есть от мэрии. По словам девушки, к «Антаризу» на тот момент было подключено около шести тысяч перевозчиков. Как говорят близкие к пассажирским перевозкам эксперты, все эти 6 тысяч клиентов были получены фирмой тоже не без деятельной поддержки мэрии Улан-Удэ, поскольку именно она заставляет оборудовать навигационным оборудованием каждую маршрутку в городе и, по слухам, указывает конкретную фирму, в которую необходимо обращаться по этому вопросу.

Официальный сайт компании сообщает, что группа «Антариз» состоит из трех китов: собственно самого ООО «Антариз» (в сферу основных задач компании входит учет и ведение всех установленных навигационных систем), ООО «Байкал-Транс» (единственный региональный представитель Навигационных Информационных Систем - оператораГЛОНАСС) и ООО «Азимут» (датчики уровня топлива, тахографы, их продажа, установка, калибровка, опломбирование, выдача сертификатов).

Все эти компании так или иначе связаны с именем некоего Андрея Викторовича Тюменцева, в прошлом простого маршрутчика, который смог стать монополистом на рынке высоких технологий в городском транспорте. При администрации Геннадия Айдаева Тюменцеву приходилось тяжело, мягко говоря, он находился с ней в перманентном конфликте. Для защиты своих интересов Тюменцев даже создал общественную организацию «Союз автоперевозчиков РБ». А вот администрация Александра Голкова была более благосклонна, именно за «голковский срок» Тюменцеву удалось выстроить целую империю на транспорте Улан-Удэ и заработать миллионы.

 
ЗОЛОТОЕ ДНО УЛАН-УДЭ
Как и на чем зарабатывают городские чиновники, чтобы оплачивать дорогие поездки за границу, роскошные автомобили, драгоценности, шубы своих жен и т.д.

 

Всего в активе Тюменцева около десятка действующих компаний, все они работают в области транспорта. Либо это просто пассажирские перевозки, либо высокие технологии, есть и достаточно подозрительные фирмы, чья выручка весьма нестабильна, от нуля до 230 миллионов в год. Что может являтся признаком «отмывочной конторы» для черного нала, а его в автоперевозках более, чем достаточно. Даже мэр подтвердит. Но мы ни на что не намекаем.

Фирмы Тюменцева, кроме вышеупомянутого «Антариза», где 100% учредителем является его супруга Ольга Тюменцева, а директором предположительно близкая родственница Евгения Капорская, активно участвуют в госзакупках. Значительную часть контрактного портфеля ожидаемо составляют заказы от структур администрации города.

Легкий способ заработать

Любопытно, что одна из компаний Тюменцева ООО «ОТС»  недавно выиграла контракт на оказание услуг по организации приема безналичных платежей за проезд в автобусах МУП «Городские маршруты». Стоимость контракта два миллиона рублей.

При этом (возвращаясь к теме трамвая) фирме«Билет Авто», существующей всего пару месяцев, даже не понадобилось заключать публичный контракт, чтобы собирать с пассажиров деньги. Не пришлось даже вкладываться в проект — оборудование предоставил Сбербанк, билеты продают кондукторы МУП. Еще более легкий способ зарабатывать деньги сложно и представить.

Конечно, у «Билет Авто» и МУП «Управления трамвая» может быть на этот счет какой-то договор, по которому муниципальное предприятие все-таки свои деньги получит, но зачем вообще нужно было придумывать такую схему? Ведь валидаторы в трамваях до сих пор настроены на счета МУП и прекрасно проводят эти платежи.

Еще раз, плата произведенная через валидатор, установленный в самом трамвае, уходит в МУП «Управление трамвая». А плата, произведенная через терминал у кондуктора - в непонятную частную фирму ООО «Билет Авто». Дойдут ли эти деньги до МУП «Управления трамвая» неизвестно, как неизвестно и то зачем вообще существует эта прокладка.

По словам представителей МУП «Управление трамвая», в месяц городские трамваи перевозят около 1 миллиона пассажиров ( что по нашим данным сильно заниженные цифры). При цене билета 15 рублей выручка составляет минимум 15 миллионов рублей. Если представить, что около трети пассажиров теперь рассчитываются в трамваях картами, то на счета существующей лишь 2 месяца фирмы ежемесячно поступает около 5 миллионов рублей. Неизвестно сколько из этих денег возвращаются в МУП «Управление трамвая», а сколько берет за свои сомнительные услуги фирма «Билет авто» - эта схема абсолютно непрозрачна. Но в любом случае, включение частной фирмы в деятельность муниципального предприятия когда некие частники получают доступ к его финансовым ресурсам, это завуалированная форма приватизации.

 

БОГАТСТВО НАПОКАЗ
Чиновники администрации Улан-Удэ не стесняются жить на широкую ногу и демонстрировать это в интернете.

 

Если наши подозрения подтвердятся и из трамвая наглым образом просто выкачивают деньги налево, то это станет далеко не первым скандалом в истории городских перевозок. В прошлом году наша редакция столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны мэрии после публикации материала о шикарной жизни начальника управления городская транспорта Юрия Ткачева и о том, что в Улан-Удэ существует гигантский черный рынок, возможно возведенный самим муниципалитетом, в котором крутятся сотни миллионов рублей.

Судя по всему, наглость людей, занятых на этом рынке, переросла все пределы.

 

Евгения Балтатарова, Алексей Доржиев, «Республика»